Всемирный день ребенка и педиатра: советы детского врача

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка и педиатра. Детское здоровье — одно из важнейших направлений современной медицины и с каждым годом ему уделяется все больше внимания.

Сейчас некоторые школы Ростова и области работают в удаленном формате, когда ученику приходится несколько часов сидеть за компьютером, почти без движения. Да и после учебы особо не погуляешь. Как может сказаться на детском здоровье большое количество времени, проведенное дома, рассказал проректор по акушерству и педиатрии РостГМУ, директор НИИАП, доктор медицинских наук, профессор Александр Анатольевич Лебеденко.

— Во время школьной перемены дети бегают, отдыхают, общаются со сверстниками. При домашнем обучении такой возможности почти нет — чем компенсировать недостаток подвижности? Какую зарядку Вы посоветуете делать и как часто?

— Я рекомендую придерживаться привычного школьного распорядка, несмотря на дистанционный формат. Необходимо четко соблюдать режим труда и отдыха — 40 минут урок и 15-20 минут перерыв после него. В это время ни в коем случае нельзя переключаться на телефон, Интернет или игровые приставки. Надо встать и просто походить по дому, сделать легкую разминку — приседания, наклоны. Если есть тренажер, то можно позаниматься на нем.

— Мало того, что дети сидят продолжительное время, они еще и сидят за компьютером. Как может отразиться на их будущем здоровье такое количество «экранного» времени?

— Офтальмологи рекомендуют школьникам проводить за экраном не больше двух часов в день. Учитывая, что во время учебы у ученика пять-шесть «виртуальных» уроков, нагрузка на глаза очень высока. Потому очень важно проводить тренировку глаз, которая достаточно простая: подойти к окну и пять-десять минут посмотреть на ближние и дальние объекты, по сторонам, к примеру, рассматривать облака и растения на клумбах. С помощью таких нехитрых упражнений напряжение органов зрения значительно уменьшится.

— Для детей и подростков младшего возраста общение со сверстниками, друзьями имеет важное психологическое значение. Это социализация, умение вести себя в обществе. Из-за дистанционного обучения дети замещают живое общение с друзьями телефонными разговорами, переписками. Как это можно изменить?

— Даже без учета самоизоляции и домашнего обучения, дети мало времени уделяют живому общению. Часто можно услышать как родители говорят своему ребенку «Ну что ты около компьютера сидишь часами, выйди на улицу, пообщайся с ребятами». Дети отвечают, что они по телефону созвонились, или в общей группе переписываются. Но это действительно проблема, и не конкретного ребенка или подростка — это проблема семьи. Если родители в другой комнате сами за компьютером проводят весь вечер, то глядя на них как может ребенок вести себя по-другому? Надо подавать правильный пример своим поведением — больше гулять и общаться без использования гаджетов.

— Александр Анатольевич, какие бы еще советы Вы дали родителям, ученикам по сохранению здоровья во время дистанционного обучения?

— Важный совет хочу дать родителям — помните, что ребенок занимался у компьютера целый день. Это значит, что он израсходовал свой лимит работы за экраном, поэтому вечером развлекательные передачи, компьютерные игры и приставки надо исключить. Замените их совместной прогулкой, семейным чтением, общим занятием, во время которого можно поговорить по душам, расспросить о его настроении, переживаниях, устремлениях. Это будет полезно и детям и родителям.


20.11.2020



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих