В преддверии празднования 95-летия Ростовского государственного медицинского университета по инициативе кафедры педагогики реализован образовательный проект «Студенческие виртуальные экскурсии — интервью с молодыми врачами-педагогами РостГМУ». Участниками проекта стали студенты второго курса педиатрического и первого курса стоматологического факультетов, которые не только овладевают фундаментальными медицинскими знаниями, но и формируют свою профессиональную и личностную идентичность врача.
Главной целью проекта стало развитие у студентов коммуникативной культуры, навыков интервьюирования, а также осмысление роли врача как носителя высоких духовно-нравственных ценностей. В беседах с молодыми специалистами, недавно перешедшими от статуса студента к статусу преподавателя, затрагивались вопросы имиджа современного врача, личностной ответственности за здоровье и судьбу пациента, а также тех ценностей, которые определяют не только профессию, но и само человеческое существование. Взгляд молодежи на ценности, имидж и миссию врача позволяет формировать ориентиры для будущих специалистов.
Особое внимание в ходе интервью было уделено Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Студенты вместе с молодыми врачами обсуждали, как именно эти ценности могут и должны проявляться в медицинской профессии.
В ходе дискуссий акцент был сделан на следующих 17 традиционных ценностях, обозначенных в Указе: 1. Жизнь. 2. Достоинство. 3. Права и свободы человека. 4. Патриотизм. 5. Гражданственность. 6. Служение Отечеству и ответственность за его судьбу. 7. Высокие нравственные идеалы. 8. Крепкая семья. 9. Созидательный труд. 10. Приоритет духовного над материальным. 11. Гуманизм. 12. Милосердие. 13. Справедливость. 14. Коллективизм. 15. Взаимопомощь и взаимоуважение. 16. Историческая память и преемственность поколений. 17. Единство народов России.
Каждая из этих ценностей нашла отклик в размышлениях участников. Так, понятие гуманизма и милосердия напрямую ассоциируется с сутью врачебной профессии, где сочувствие и забота — не абстрактные идеи, а конкретные действия, от которых зависит жизнь человека. Патриотизм и служение Отечеству — это не только военная или государственная служба, но и повседневная работа врача в российской клинике, особенно в периферийных и сельских территориях.
В обсуждении имиджа молодого врача участники проекта подчёркивали, что он формируется не только через внешний облик или профессиональные компетенции, но и через внутренние установки: ответственность, честность, внимательность к пациенту, стремление к постоянному развитию и уважение к коллегам. Отдельное внимание было уделено роли наставников, примерам для подражания, и тому, как университетская среда способствует закреплению нравственных ориентиров.
Реализация Проекта «Студенческие виртуальные экскурсии— интервью с молодыми врачами-педагогами РостГМУ» является важным этапом в формировании будущего поколения врачей, которые будут обладать профессиональными навыками и нести высокие духовные и моральные ценности. Это особенно актуально в современном мире, где кризис доверия к социальным институтам и специалистам может быть преодолён только через личную ответственность, открытость и подлинную заботу о человеке.