В течение нескольких лет кафедра педагогики Ростовского государственного медицинского университета занимается исследованием основ качества современного образования в вузе и внедряет результаты исследований в практическую педагогическую деятельность преподавателей. Качество – это один из важных показателей деятельности высшей школы, куда входит совокупность свойств образовательной услуги.
Педагоги, в первую очередь, определяют оптимальное соотношение между теоретическими знаниями и практическими навыками студентов. Разрабатывают и внедряют инновационные образовательные технологии, способствующие активному вовлечению студентов в учебный процесс: организовывают практики, проведение научных исследований и публикацию результатов в научных изданиях.
Очень важный аспект — активное взаимодействие с работодателями и профессиональными сообществами, с помощью которых определяются требования к выпускникам. Еще одна задача: повышение квалификации профессорско-преподавательского состава через участие в конференциях, семинарах и курсах повышения квалификации, а также мониторинг и оценка качества образования на основе объективных показателей, таких, как успеваемость студентов, трудоустройство выпускников и отзывы работодателей.
— Основу для оценки качества преподавания нам дает обратная связь со студентами, — говорит заведующий кафедрой педагогики доктор философских наук, доцент Виктория Николаевна Власова. — Процесс передачи оценки и конструктивных комментариев между преподавателями и студентами помогает определить уровень понимания материала студентами; выявить возможные проблемы и трудности в обучении; скорректировать методы преподавания и содержание учебных материалов; стимулировать студентов к самостоятельной работе и развитию; улучшить коммуникацию между преподавателями и студентами, а студентам понять свои сильные и слабые стороны, корректировать подходы к обучению и развиваться.
Современные студенты представляют изучение качества университетского образования, как соответствие знаний, умений и навыков, социальных и психологических характеристик будущих молодых специалистов высоким функциональным требованиям практики.
Качество образования глазами студентов складывается из таких показателей: удовлетворенность студентов возможностями, предоставляемыми высшим учебным заведением, высокой оценкой студентами тех дисциплин, которыми наполнен учебный план основной профессиональной образовательной программы, отношением студентов к стилю общения с профессорско-преподавательским составом, учебному процессу и системе выставления оценок.
А также оценка студентами различных сфер деятельности, реализуемых высшими учебными заведениями: научная деятельность, спорт, культурно-массовые мероприятия.
В своей педагогической деятельности преподаватели кафедры руководствуются критериями качества образования, в обязательном порядке отслеживаются результаты по отдельным темам, семестрам, зачетам и экзаменам. Результаты, которые могут быть получены посредством мониторинга, могут применяться для проектирования основных образовательных программ высшей школы.
Рассматривается также состояние исследовательской работы и работы по самообразованию: постоянное обновление знаний и применение новых методов преподавания; образование педагогов и повышение квалификации: регулярное обновление профессиональных навыков и компетенций; способность к самоанализу и поиску возможностей для улучшения образовательного процесса; внедрение современных подходов и технологий в образовательный процесс.
Кафедра активно сотрудничает с Саратовским государственным медицинским университетом имени В. И. Разумовского. Сотрудники кафедры принимают участие в традиционных научно-педагогических форумах и обсуждают вопросы, связанные с качественной подготовкой абитуриентов, средним профессиональным образованием, качеством подготовки студентов высших учебных заведений, дополнительным профессиональным образованием и инновационными процессами в области воспитания.
— Мы будем постоянно проводить опросы студентов. Ведь важно знать, насколько они удовлетворены условиями, содержанием, организацией и качеством образовательного процесса. И при этом получать данные по отдельным дисциплинам и практикам в рамках каждой образовательной программы, — говорит доцент Власова.
Стоит прислушаться и к мнению коллег друг о друге: провести анализ результатов взаимных посещений занятий преподавателями.