Имя Владимира Александровича Барыкина, ставшего учеником Ильи Мечникова и учителем Зинаиды Ермольевой, напрямую связано с Ростовским государственным медицинским университетом Минздрава России — в то время медицинским факультетом Донского университета. Он возглавил здесь организованную в 1916 году кафедру микробиологии.
Трудно сказать, с чем это связано, но в биографических данных Владимира Алексеевича Барыкина на просторах интернета много разночтений. Есть дата рождения 2 ноября, то есть 14 по новому стилю, 1874 года. (Она встречается чаще всего, её и будем придерживаться). Также указывается 22 ноября 1879 года. Пишут, родился в Орловской губернии, по разным данным в селе Перушково или в Кретове, в семье учёного управительского помощника.
Такая же неразбериха и с датой смерти – 15 апреля то ли 1939, то ли 1942 года. Возможно, связаны все эти неточности с трагедией последних лет жизни учёного. 22 августа 1938 года Владимир Алексеевич Барыкин был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже. 14 апреля 1939 года приговорён к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного суда СССР, расстрелян 15 апреля на полигоне «Коммунарка» (по другим данным, скончался в 1942 году). Реабилитирован в октябре 1955 года.
Однако вернёмся ко времени, когда впереди было много надежд, открытий, интересной самоотверженной работы. В 1900 году Барыкин с отличием окончил Императорский Казанский университет. Три года отработал земским врачом в Казанской губернии. В русско-японскую войну служил врачом-терапевтом Сибирского военно-санитарного поезда княгини З.Н. Юсуповой. После окончания войны заведовал Старо-Харбинской бактериологической лабораторией, боролся с чумой.
В 1906 году в Императорской Военно-медицинской академии защитил диссертацию «Паратифозные заболевания в Маньчжурии» и был удостоен звания доктора медицины. С 1908 по 1915 год работал лаборантом и приват-доцентом по бактериологии в Казанском университете. При этом в 1910 — 1912 годах стажировался в Брюсселе у профессора Ж. Борде и в Париже в Нестеровском институте у Ильи Мечникова.
В 1912 году был избран на кафедру общей патологии Варшавского университета, но не утверждён министром народного просвещения. Тем не менее со дня основания до 1921 года являлся профессором микробиологии Ростовского (Донского) университета.
Во время первой мировой войны в 1915 — 1916 годах был начальником им же сформированного Кавказского бактериологического отряда, действовавшего в тылу Кавказской армии. Отряд имел несколько отделений и выполнил огромную работу по вакцинации от инфекционных заболеваний военнослужащих, местного населения в армейских тылах и турецких военнопленных, по дезинфекции занимаемых воинскими частями помещений, организации очистки местности от трупов людей и животных и т. д.
В 1921 году основал Институт микробиологии в Москве и стал его директором, одновременно заведовал кафедрой микробиологии 1-го Московского университета. Данные должности он занимал до 1931 года. Потом в течение года был научным руководителем Киевского санитарно-бактериологического института и первым заведующим кафедрой микробиологии Киевского медицинского института. В 1932-1933 годах – он директор Азербайджанского института эпидемиологии. С 1933 по 1938 год занимал должность научного руководителя Центрального института эпидемиологии и микробиологии и заведующего кафедрой эпидемиологии Центрального института усовершенствования врачей. В эти же годы был консультантом Санитарного управления РККА.
Владимир Александрович Барыкин – автор 114 публикаций, посвящённых изучению возбудителя сыпного тифа, брюшнотифозной эпидемии, холеры, желтухи. Им была предложена оригинальная теория иммунитета, отражённая в четырёх монографиях.
К сожалению, сегодня не то что книг, даже их названий найти невозможно. Радует лишь то, что свой научный потенциал смогли реализовать самые знаменитые ученики Барыкина – Зинаида Виссарионовна Ермольева и Лев Александрович Зильбер.