РостГМУ и филиал фонда «Защитники Отечества» продолжают совместную работу по реабилитации участников специальной военной операции, получивших тяжелые ранения и травмы.
Работу проводят специалисты кафедры медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы РостГМУ.
Ряд медцентров Ростовской области являются базами этой кафедры. В их числе — медицинский центр «Кинезио», где восстановление участников СВО проводится амбулаторно. Чаще всего сюда приходят бойцы СВО с проблемами опорно-двигательного аппарата и позвоночника.
О том, как сегодня идет эта важная работа рассказал ассистент кафедры медицинской реабилитации РостГМУ и главный врач центра «Кинезио» Леонид Леонидович Дьяков.
— К каждому у нас подход индивидуальный: у всех ситуации сложные, при этом проблемы — разные, — говорит Леонид Дьяков. — Мы предлагаем программу, в которую входят индивидуальные занятия по лечебной физкультуре. Наши инструкторы подготовлены к такой работе, имеют среднее и высшее медицинское образование. Они помогают ребятам выполнять специальные упражнения на тренажерах, со снарядами и другим специальным оборудованием.
Для участников СВО ведется и индивидуальный консультативный прием. Доброволец Сергей Ставинцев в центр «Кинезио» пришел по направлению филиала фонда «Защитники Отечества». У него контузия и серьезная травма плеча.
— При взрыве меня подбросило, обо что-то ударило. После такой встряски мучали страшные боли в плече и правую руку поднять не мог даже на 15 градусов — она висела плеткой, начала опухать, два пальца немели, и очень сильно – просто невыносимо — горело тело от локтя до плеча, — вспоминает Сергей Ставинцев. – Четыре месяца был на больничном – толку никакого, обезболивающие уколы уже не действовали. И куда я такой? У меня два сына – участники специальной военной операции, оба – водители. Я должен быть рядом, вместе с сыновьями.
В «Кинезио» бойцу СВО восстановили подвижность плечевого сустава. Уже после нескольких занятий он сообщил, что у него начала подниматься рука, которая висела плетью, стала меньше «гореть».
— Раньше пальцы сами собой разжимались, инструмент не держали. А как сыновьям помогать, если с автомобилем проблема? – сетовал Сергей. — Сейчас могу шуруповертом работать. Прогресс есть. Скоро вернусь в строй.
И он вернулся, снова там, где нужна его помощь. Второй пациент — молодой парень, бывший десантник — перебиты обе ноги. Несмотря на то, что было уже несколько операций в госпиталях Москвы и Санкт-Петербурга, ходит пока плохо. Но возраст и упорство, желание вернуться к полноценной жизни, сделают свое дело, уверен главный врач центра – ассистент кафедры РостГМУ.
— Мы можем подготовить человека к операции на суставе – коленном, тазобедренном. Помогаем накачать ослабевшие после ранения или операции мышцы, без чего послеоперационная реабилитация не будет эффективной — образно говоря, ему нечем будет шевелить, — уверен Леонид Дьяков. – Практикуем реабилитацию за несколько дней до операции. После такой подготовки можно восстановить человека буквально в течение нескольких дней. Хорошие результаты комплексного мультидисциплинарного подхода видим на примере наших пациентов. Какая-то одна процедура или манипуляция не так эффективна, как комплекс, в котором задействованы несколько специалистов. Есть технологии, которые обладают взаимным усиливающим эффектом.
У ассистента кафедры РостГМУ Леонида Дьякова опыт работы по реабилитации больше 15 лет. Он использует не только современные реабилитационные технологии, но и остеопатию.
— Для нас это новое направление. Но использование остеопатических практик в реабилитации уже дает хорошие результаты. Остеопатическая помощь – это вид лечения руками: не массаж, а воздействие, нацеленное на восстановление утраченных функций, — подчеркивает Леонид Дьяков. — В отличие от массажа здесь используется целостный подход и взгляд на человеческий организм, на его ресурсы. В массаже обычно подход локальный: болит рука – массируем руку, болит спина – массируем спину. А в остеопатии смотрим, как рана или травма изменила тело, и лечим спину, образно говоря, начиная с головы. Неправильно, когда врачи говорят, что какая-то конкретная проблема не лечится. Это далеко не так. Нам удаётся пациентов с повреждением суставов вывести в длительную ремиссию, они могут ходить, у них не болят суставы.
Термин «кинезия» обозначает движение. И расчет в лечении на разные формы физической активности: от кинезиотерапии до занятий на тренажерах, выполнения различных видов реабилитационных гимнастик по определенным технологиям.
— Реабилитологи верят если не в безграничные, то в очень большие возможности человеческого тела, в ресурсы организма пациента, — резюмирует заведующий кафедрой медицинской реабилитации, спортивной медицины, физического воспитания с курсом медико-социальной экспертизы, кандидат медицинских наук Андрей Юрьевич Пайков.
По его убеждению, человек – это уникальная система, и свою роль в восстановлении тела играют и моральный дух человека, и его душа.