РостГМУ продолжает практику занятий ординаторов в формате межкафедральных клинических разборов

Первый в этом семестре мастер-класс «Школы клинициста» на тему «Коронарогенные и некоронарогенные заболевания у пациентов молодого возраста» вызвал большой интерес у ординаторов, обучающихся по специальностям кардиология, терапия, сердечно-сосудистая хирургия, общая врачебная практика (семейная медицина), а также у сотрудников соответствующих кафедр подготовки.

С апреля прошлого года в РостГМУ на регулярной основе стала проводиться «Школа клинициста» — занятия с учебными ординаторами в формате разбора сложных для диагностики и лечения пациентов.

Данная форма занятий со студентами, клиническими ординаторами и врачами не нова и восходит своими корнями к традициям отечественного медицинского образования, при котором фокус образовательной деятельности был направлен на непосредственное обучение у постели больного. Время вносит свои коррективы, дистанционные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Они сделали образовательный процесс более доступным, позволили врачам получать знания без отрыва от производства, участвовать в вебинарах, конференциях, съездах, как говорится, «не выходя из ординаторской».

Но то, что хорошо для специалистов с определенным стажем и квалификацией, то не совсем применимо для молодых врачей, клинических ординаторов, студентов. В период пандемии дистанционные технологии позволили учебному процессу «выжить», не прерываться и сохранять высокий образовательный потенциал. Задача сегодняшнего дня – восполнить дефицит обучения у постели больного.

— Обучение в ординатуре призвано оттачивать клиническое мышление и логику, расширять профессиональный кругозор, развивать врачебную интуицию, а все это лучше делать на примере конкретных клинических случаев, — подчеркнула на открытии школы декан факультета послевузовского профессионального образования, доктор медицинских наук Ирина Алексеевна Хрипун. — В клинике нашего университета и на его базах сосредоточены лучшие медицинские силы, которые щедро делятся своим опытом с ординаторами. Традиционно, конкурс в ординатуру всегда высок, а такие специальности, как «терапия», «кардиология» являются одними из самых востребованных. И этот год не стал исключением.

По специальности «терапия» на четырех кафедрах университета сегодня обучаются 36 ординаторов первого года обучения, еще 19 готовятся стать кардиологами, 21 — врачами общей практики. Клинические случаи, которые рассмотрены в «Школе клинициста», представляют интерес для врачей многих специальностей.

«Школа клинициста» — это не только мастер-класс, дающий возможность молодым докторам различных специальностей увидеть сложные, интересные клинические случаи. Это, прежде всего, междисциплинарный консилиум, позволяющий обсудить диагностическую и лечебную тактику в случаях, когда у пациента имеется сочетание нескольких патологий, т.н. коморбидность. Приметой времени является «омоложение» многих заболеваний, а традиционно встречающаяся в старших возрастных группах сочетанная патология стала регистрироваться во все в более молодом возрасте. Рассматриваемые в ходе «Школы клинициста» случаи на тему «Коронарогенные и некоронарогенные заболевания у пациентов молодого возраста» еще раз актуализировали проблему раннего развития сердечно-сосудистой патологии и вызвали большой интерес у ординаторов, обучающихся по специальностям «кардиология», «терапия», «сердечно-сосудистая хирургия», «общая врачебная практика (семейная медицина)», а также у сотрудников кафедр и клинических отделений РостГМУ.

Надо сказать, что клинические случаи, подготовленные и доложенные ординаторами кафедры терапии с курсом поликлинической терапии, отличаются и сложностью постановки диагноза, и тяжестью самих пациентов. Первый случай: пациент, перенесший острый распространенный инфаркт миокарда в 32 года, причиной которого стала спонтанная диссекция коронарной артерии. Второй случай: пациент с развитием в 40 лет весьма пессимистичного по прогнозу заболевания – дилатационной кардиомиопатии, которая ведет к расширению полости сердца, нарушению кровообращения и нарастанию сердечной недостаточности.

Ординаторы Сергей Отруцкий (специальность – «терапия»), Алексей Савченко и Вероника Новак (специальность «кардиология») под руководством доцентов Екатерины Викторовны Хоролец и Миланы Камиловны Ахвердиевой детально вникли в историю жизни, анамнез, динамику клинико-лабораторных и инструментальных данных рассматриваемых пациентов. Все это время они находились в тесной взаимосвязи с врачами тех клинических отделений, где проходили течение пациенты и где им, можно сказать без преувеличения, спасли жизни. На всех этапах подготовки большую помощь оказывали Отделение кардиологическое с палатой реанимации и интенсивной терапии Центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии РостГМУ врач высшей категории Игорь Витальевич Иванов и Евгений Васильевич Растеряев.

— Мы готовили этот доклад целый месяц, старались подойти к заданию не формально. За пациентами наблюдали все время, которое они находились в стационаре. Потом анализировали документацию, общались с лечащими врачами, родственниками больных, — рассказал ординатор первого года обучения Сергей Отруцкий. – Эта работа расширила наше понимание по поводу возможных осложнений, которые могут возникнуть, если вовремя не начать лечение.

По ходу презентаций, насыщенных видеороликами (коронароангиография), наглядными данными, ординаторы делились с будущими коллегами своими диагностическими версиями и выводами, сделанными на разных этапах диагностики и лечения.

— Для меня важно было рассматривать клинические случаи в разрезе современных представлений о диагностике, дифференциальной диагностике, тактике терапии рассматриваемых заболеваний — говорит представившая теоретическую часть мастер-класса ординатор Вероника Новак. – Важен сам этап подготовки, работа с дополнительными источниками, получение не абстрактных теоретических знаний, а знаний, применимых к конкретным людям, которые молоды и которые хотят жить…

— Мы поняли, насколько важно при ведении таких пациентов работать в команде, — подчеркнул ординатор по специальности «кардиология» Алексей Савченко. — Мульти дисциплинарный подход дает больший эффект, когда специалисты разного профиля оценивают результаты лечения и состояние больного.
Не менее важно, что ординаторы находятся в постоянном контакте и с пациентами, и с их родственниками.

— Когда ординаторы поддерживают их, объясняют, насколько важна для борьбы с тяжелым недугом забота близких людей, они не только теорию проходят. Это – школа жизни, этики и деонтологии, — подчеркнула доцент Екатерина Викторвона Хоролец, курирующая ординаторов кафедры.

— Клинические разборы – это то, на чем зиждется формирование клинического мышления. Клинические среды, аспирантские субботы, по-разному можно назвать данный формат. Мы называем — «Школа клинициста», — говорит доцент кафедры терапии с курсом поликлинической терапии Милана Камиловна Ахвердиева. – В аудитории «Большой терапии» не одно поколение врачей слушало, внимало словам корифеев. Здесь и я слушала лекции великого терапевта, одного из моих учителей, профессора Бориса Ивановича Воробьева. На каждой лекции он демонстрировал нам пациента с тем или иным заболеванием, сообразно тематике лекции. У нас работали все виды памяти – зрительная, графическая, ассоциативная. Прошли годы, и я с благодарностью вспоминаю учителей, которые научили меня мыслить клинически, обращать внимание на детали, видеть главное.

Следующая «Школа клинициста» состоится в ноябре. Докладчики уже готовятся. Приглашаем принять участие в клинических разборах всех ординаторов. О дате и времени сообщим дополнительно.

В РостГМУ Минздрава России торжественно чествовали добровольцев

В Ростовском государственном медицинском университете состоялось мероприятие, приуроченное ко Дню добровольца (волонтера). С праздником добровольцев поздравили и.о. первого проректора по учебной работе доктор медицинских наук, профессор Наталья Викторовна Дроботя и и.о. проректора по воспитательной работе доктор медицинских наук, профессор Елена Викторовна Чаплыгина. Заместитель директора ГАУ РО «Донской волонтерский центр» Максим Юрьевич Владимиров рассказал студентам о […]

В РостГМУ обучают правильному питанию пациентов с сахарным диабетом

В эндокринологическом отделении клиники Ростовского государственного медицинского университета пациенты учатся регулировать уровень глюкозы в крови не только с помощью препаратов, но правильного питания. Для них на постоянной основе работает «Школа для пациентов с сахарным диабетом». — Один из важных факторов, который помогает держать сахар в норме, знание пациентом состава употребляемых продуктов и количество хлебных единиц, […]

Студенты РостГМУ прошли тест на знание Конституции России

На кафедре истории Ростовского государственного медицинского университета Минздрава России 12 декабря 2024 года состоялась традиционная просветительская акция «IX Всероссийский тест на знание Конституции РФ». Инициатором и организатором мероприятия выступило Общественное движение «Гражданин» при поддержке крупных общественных организаций, федеральных законодательных и исполнительных органов власти, лидеров общественного мнения, средств массовой информации. — Акция реализована в рамках Указа […]

31 октября, 2023

Приемная комиссия

Россия, г. Ростов-на-Дону
пер. Нахичеванский, здание 29

Предуниверсарий
+7 (863) 250-41-16

Специалитет, бакалавриат, магистратура:
+7 (863) 201-43-91
+7 (918) 590-00-54 (многоканальный)
+7 (863) 250-41-55 приём в ВУЦ

Программы СПО (колледж):
+7 (863) 250-40-29

Программы ординатуры:
+7 (863) 250-40-09

Программы аспирантуры:
+7 (863) 201-43-78

Административный корпус

Россия, г.Ростов-на-Дону
пер.Нахичеванский, здание 29

+7 (863) 285-32-13 (Поликлиника)
klinika@rostgmu.ru

+7 (863) 250-40-65 (Канцелярия)
okt@rostgmu.ru

Медиа-центр

Россия, г. Ростов-на-Дону
пер. Нахичеванский, здание 29
(УЛК №1, 1 этаж, кабинет №111, №112)

+7 (863) 305-89-09
+7 (938) 147-77-65

pressa@rostgmu.ru

© ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России
Перейти к содержимому