В Ростовском государственном медицинском университете Минздрава России ценят вклад Марка Яковлевича Серейского в донскую медицину за годы его руководства кафедрой психиатрии Ростовского медицинского института.
Марк Яковлевич Серейский родился 30 апреля 1885 года в Варшаве, в семье купца. Окончив в 1910 году физико-математический факультет Петербургского университета Серейский отправился в Германию и поступил на медицинский факультет мюнхенского университета.
После которого некоторое время проработал в клинике. Именно здесь он получил базовые знания, основанные на подходах немецкой классической психиатрии.
В 1914 году окончил медицинский факультет Московского университета. Затем в течение тринадцати лет Марк Яковлевич трудился в психиатрической клинике 1-го Московского медицинского института под руководством П.Б. Ганнушкина.
Здесь он впитал традиции отечественной клинической школы, оформился как крупнейший психиатр-клиницист с терапевтической направленностью.
Стремление к познанию природы психических расстройств и их терапевтическому преодолению привело Марка Яковлевича к увлечению биохимией.
С 1925 года заведовал кафедрой психиатрии Государственного дефектологического института в Москве. А через год ему по совокупности работ была присуждена без защиты диссертации ученая степень доктора медицинских наук.
В 1930 году Марк Яковлевич был избран заведующим кафедрой психиатрии Ростовского медицинского института. И хотя руководил кафедрой всего три года, но как талантливый человек оставил большой след в донской психиатрии. Именно при нём ростовская кафедра заслуженно приобрела статус неформального психиатрического научного и организационно-методического центра Северного Кавказа.
Ростовский период биографии М.Я. Серейского весьма обогатил отечественную психиатрию. В эти годы увидел свет, написанный им в содружестве с коллегой учебник психиатрии, выдержавший впоследствии целый ряд переизданий и, кроме того, переведенный на несколько языков. На этом учебнике воспитывалось не одно поколение психиатров.
В Ростове-на-Дону М.Я. Серейский вводил в лечебную практику передовые по тем временам методы – трудовую терапию и лечебную физкультуру, опубликовал программную статью с научным обоснованием этих методов. В клинике психиатрии РГМИ внедрил инновационные на тот период препараты для лечения шизофрении, занимался проблемами паранойи и паранойальной психопатии, и чувственного сознания.
Одним из первых Серейский проявил интерес к кросс-культуральной и этнической психиатрии, организовал ряд экспедиций по изучению психоневрологических заболеваний среди различных этнических групп населения Северного Кавказа. В 1931–1933 годах эти экспедиции работали под руководством и при участии М.Я. Серейского в Северной Осетии, Чечне, Ингушетии, Дагестане, Адыгее и Черкессии.
Полученные сотрудниками кафедры данные легли в основу методологии организации психоневрологической помощи в национальных автономных республиках и областях Северного Кавказа.
Преподаватели кафедры и сам заведующий регулярно выезжали в крупные близлежащие города: Новочеркасск Таганрог, Красный Сулин, Шахты, Новороссийск, Краснодар. Во время этих командировок проводились клинические и научные конференции, велась методическая работа.
В итоге этой многообразной деятельности кафедры, в 1934 году в Новочеркасске вышел сборник статей «Труды психоневрологической клиники» под редакцией Марка Яковлевича.
В 1934 г. Серейский вернулся в Москву в связи с избранием на должность заведующего кафедрой психиатрии Центрального института усовершенствования врачей, которую организовал на базе научно-исследовательского института психиатрии им. П.Б. Ганнушкина. Одновременно он стал заведующим отделом экспериментальной терапии в том же институте.
В период Великой Отечественной войны М.Я. Серейский организовал в Таджикистане первую в этой республике психиатрическую клинику и первый в нашей стране тыловой специализированный госпиталь.
В 1945 г. М.Я. Серейский вернулся в Москву, на прежнее место работы — заведующего кафедрой. А с 1951 года заведовал клиникой Института психиатрии Минздрава РСФСР. В начале марта 1953 года его арестовали по ложному обвинению в рамках так называемого «дела врачей».
Но 5 марта умер Сталин. Серейского, который сидел в тюрьме, вызвал следователь.
Вместо обычных вопросов следователь сказал, что на днях в Большом зале консерватории будет играть Рихтер, и вручил обалдевшему Серейскому два билета в консерваторию и пропуск на выход.
Серейский вышел на Лубянку. Сил у него не было никаких. Он остановил такси и сказал шоферу:
«Я профессор. Меня обокрали в поезде. Пожалуйста, отвезите меня домой, на Зубовскую, я вам там заплачу».
Шофер посмотрел на него, на здание за его спиной и ответил: «Я знаю, профессор, в каком поезде тебя обокрали. Садись в машину и не беспокойся о деньгах».
Марк Яковлевич был высококультурным и разносторонне развитым человеком, большим любителем классической музыки (современники вспоминают, что доктор Серейский был «более музыковедом, чем врачом»). Когда его однажды спросили, что является его самой большой мечтой, то он ответил, что хотел бы дирижировать девятой симфонией Бетховена без партитуры.
Имя Марка Яковлевича Серейского хорошо знакомо не только психиатрам, и не только в России. Человек большой эрудиции и разносторонних интересов, Марк Яковлевич остался в памяти и как биохимик, и как эндокринолог, и как эпилептолог.
Но все эти грани его научных интересов неотделимы от основной его стихии – деятельности клинициста-психиатра, которой он занимался на протяжении всей своей жизни и к которой его блестяще подготовила судьба.
#РостГМУ95