Образование

Кафедра медицинской биологии и генетики

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

колмакова

Колмакова Татьяна Сергеевна

доктор биологических наук,

доцент, заведующий кафедрой,

рабочий телефон +7(863)201-44-05

 

Начальник учебной части — Моргуль Елена Валерьевна

 

 

Адрес кафедры: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, УЛК, 2 этаж.

Схема расположения кафедры

Тел.: +7(863)201-44-05


На кафедре преподаётся биология – ЛПФ, ПФ, Стоматологический и Фармакологический факультеты; биология, экология – МПФ.

Аннотация рабочей программы «Биология» для ЛПФ

Аннотация рабочей программы «Биология» для ПФ

Аннотация рабочей программы «Биология» для ФФ

Аннотация рабочей программы «Биология» для СФ

История кафедры.

Сотрудники кафедры

 

Кафедра медицинской биологии и генетики располагается в здании УЛК на 2 этаже.

Кафедра располагает 7 учебными помещениями (6 учебных и 1 лекционная аудитория вместимостью до  50 человек):  аудитория № 207 площадью 67 м2, № 206 площадью 36 м2; № 208 площадью 35 м2, № 210 площадью 36 м2 ; № 212 площадью 35 м2 ; №213 площадью 35 м2 , № 214 площадью 35 м2.

Все 7 учебных аудиторий предназначены для проведения практических занятий и оснащены соответствующим оборудованием.

Образовательный процесс обеспечен средствами технического обучения: на кафедре имеются полные комплекты таблиц для проведения практических занятий по модулям; микропрепараты для занятий по цитологии, генетики; макропрепараты по филогенезу и паразитологии, презентации и видеофильмы.

 В каждой учебной аудитории имеется комплекс мультимедийных технических средств (ЖК телевизоры и ноутбуки), совмещенных учебными микроскопами Биолам и цифровым микроскопом Levenhuk.

Дидактические материалы: контрольно-обучающие тесты по разделам: «Цитология», «Общая и медицинская генетика», Биология развития (онто- и филогенез), «Общая и медицинская паразитология».

На кафедре проводится НСК по трем направлениям:

  1. «Дерматоглифический метод исследования генетики человека».
  2. «Использование микроядерного теста в норме и при патологиях».
  3. «Экологические аспекты здоровья человека».

Ежегодно на кафедре проводятся конкурсы плакатов на тему: «Здоровый образ жизни». Студенты результаты научных работ представляют на ежегодной итоговой научной конференции студентов РостГМУ.

Все преподаватели кафедры являются кураторами студенческих групп медико-профилактического факультета и проводят воспитательную работу согласно плану, утвержденному на заседании кафедры.

Преподаватели интересуются жилищными условиями студентов, теми трудностями, которые возникают у иногородних студентов.

Регулярно (не менее 1 раза в месяц) проводят групповые собрания, на которых обсуждаются вопросы успеваемости и посещаемости занятий студентами, бытовыми условиями проживания.

Кроме того, проводятся беседы по формированию у студентов идей гуманизма и гражданской позиции, национального самосознания, взаимопонимания между народами.

С неуспевающими студентами проводятся индивидуальные беседы, выясняются причины плохой учебы на кафедрах, где они проходят обучение.

В некоторых группах уже имеются отчисленные студенты, которые не смогли совместить работу с учебой или же из-за очень низкой успеваемости. В целом успеваемость групп «удовлетворительна», на «хорошо» учатся меньшая часть студентов.

На кафедре ежегодно проводятся конкурс студенческих плакатов, популяризующих  здоровый образ жизни. Победители конкурса награждаются почетными грамотами.

Вопросом воспитания и профессиональной этики посвящаются отдельные заседания кружков.

Были проведены совместные заседания научных кружков кафедры биологии РостГМУ и ЮФУ.

Активно участвуют преподаватели и студенты кафедры биологии в работе студенческой итоговой научной конференции, на которой с докладами выступили 14 студентов, 3 из них были отмечены почетными грамотами.

В регулярных беседах со студентами находит отражение проблемы наркомании, алкоголизма, курения, экологии, терроризма.

Преподаватели вместе со студентами участвуют в массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в университете. Посещают музеи и выставки, участвуют в дискуссиях, посвященных религиозной тематике и вопросах межнациональных отношений. Вместе с группами посещают праздничные концерты, посвященные песенным талантам студенческой молодежи.

Преподаватели кафедры регулярно контролируют ход учебного процесса в группах, оказывают помощь в виде дополнительных консультаций.

Создан клуб «Будущие врачи и учителя за жизнь без наркотиков». В социальной сети Интернет «Вконтакте» создана страница, на которой обсуждаются вопросы клуба.

В целом, следует отметить, что при сложившихся позитивных взаимоотношениях и неплохой адаптации студенческой жизни, обучающиеся имеют недостаточную довузовскую подготовку, и не прилагают достаточных усилий для освоения дисциплин.

В прикрепленных группах, к празднику День Победы, прошли беседы об участии ВОВ родных и близких студентов, обучающихся на первом курсе нашего университета.

Студенты 3 группы 2 курса МПФ побывали в гостях у ветеранов ВОВ и обсудили вопрос об участии ветеранов в воспитательной работе с молодежью.

 

Направления НИР кафедры в настоящее время:

  1. Медицинская дерматоглифика
  2. Адаптация к окружающей среде и медицинская экология
  3. Метаболические нарушения при алиментарном стрессе
  4. Влияние микроэлементов на формирование желчных камней
  5. Свободно-радикальное повреждение нейронов при болезни Паркинсона

6.Адаптация нефрона к бактериальному и абактериальному воспалению, биохимические показатели.

Публикации сотрудников кафедры

За период 2015-2016 г.г. опубликовано около 50 научных работы из них 3 статьи в рецензируемых журналах ВАК, 12 статей в изданиях, публикуемых в рамках конференций, организованных международными и зарубежными обществами.

Совместно со студентами и аспирантами (обучающимися на кафедре) под руководством сотрудников кафедры было опубликовано порядка 36 работ в сборниках конференций, проводимых на базе РостГМУ.

Работа с аспирантами

Научная деятельность представлена двумя диссертационными НИР:

  1. «Особенности регуляции двигательной активности и окислительного статуса при болезни Паркинсона».

Исследование аспиранта Исачкиной Натальи  Сергеевны

  1. «Структурные и молекулярно-биологические механизмы адаптации нефрона при обструкции мочевыводящих путей».

Исследование Акименко Марины Анатольевны.

Работа со школьниками

С целью содействия повышению уровня преподавания трудных для изучения вопросов разделов биологии, а так же, использования разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих степень активности школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности  для педагогов города и школьников были проведены онлайн-консультации на стажировочной площадке- предметной лаборатории МБОУ «Школа № 10» в рамках проекта «Одаренные дети»

В режиме реального времени преподаватели кафедры : д.б.н., заведующая кафедрой Медицинской биологии и генетики РостГМУ Минздрава РФ Колмакова Татьяна Сергеевна и к.м.н, доцент кафедры Рамазанова Людмила Ивановна.  Провели консультации по  следующим темам: 1.«Клетка. Клеточная теория. Жизненный цикл. Деление клеток»; «Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период».

Выбор тем был сделан неслучайно, данные темы вызвали наибольшие затруднения при выполнении обучающимися заданий ГИА и ЕГЭ по биологии в 2016г.

Коллективом кафедры разработаны и внедрены в учебный процесс учебно-методический ресурсы для студентов 1 курса:

Методические рекомендации к лабораторным занятиям для  студентов

  1. Методические рекомендации к лабораторным занятиям «Рабочая тетрадь освоения лабораторно-практических навыков по биологии. Часть I. Цитология с основами молекулярной биологии» (для студентов 1 курса, обучающихся по специальности — Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология).
  2. Методические рекомендации к лабораторным занятиям «Рабочая тетрадь освоения лабораторно-практических навыков по биологии. Часть II. Основы общей и медицинской генетики» (для студентов 1 курса, обучающихся по специальности — Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология).
  3. Методические рекомендации к лабораторным занятиям «Рабочая тетрадь освоения лабораторно-практических навыков по биологии. Часть III. Основы медицинской паразитологии» (для студентов 1 курса, обучающихся по специальности — Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология).
  4. Методические рекомендации к лабораторным занятиям для студентов: «Часть I. Цитология с основами молекулярной биологии». Основы генетики» (для студентов 1 курса, обучающихся по специальности — Фармация).
  5. Методические рекомендации к лабораторным занятиям для студентов: «Часть II. Онто — и филогенез. Основы паразитологии» (для студентов 1 курса, обучающихся по специальности — Фармация).
  6. «Общая и медицинская генетика»: учебно-методическое пособие (для студентов1 курса, обучающихся по специальности — Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология, Фармация).
  7. Тестовые задания по биологии (контрольно-обучающие тесты) для студентов 1 курса, обучающихся по специальности — Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология).
  8. Греко-латинская терминология в медицинской биологии: учебно-терминологический словарь. Издание  предназначено для студентов медицинских вузов.

Учебно-методическое пособие для аспирантов

1.«Реакция клетки на внешние раздражители. Биологические мембраны».

Методические рекомендации для преподавателей к практическим занятиям:

  1. «Цитология с основами молекулярной биологии»;
  2. «Медицинская арахноэнтомология»;

3.«Биология развития. Онтогенез. Общие закономерности эволюции организмов»;

  1. «Общая и медицинская гельминтология».
  2. «Врожденные пороки развития».
17.01.2017

Объявления для студентов



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих