Кафедра

физики

Березняк

Юрий Львович

Заведующий кафедрой
кандидат биологических наук, доцент
+7 (863) 250-40-97
bereznyak_yl@rostgmu.ru

Сотрудники кафедры

Шейхет
Игорь Ильич
доцент
Щербакова
Татьяна Константиновна
старший преподаватель
Шейхет
Игорь Ильич
доцент
Щербакова
Татьяна Константиновна
старший преподаватель

Подробнее о кафедре

Олимпиада по физике, участниками которой были иностранные обучающиеся подготовительного факультета, состоялась 11-го июня 2022 г. на кафедре физики.
Олимпиада была проведена на заключительном этапе обучения иностранных граждан на подготовительном факультете и явилась свидетельством высокого уровня мотивации учащихся к изучению физики – естественнонаучной дисциплины, включенной в учебный план университетской образовательной программы по специальности «Лечебное дело».

Победителями олимпиады, занявшими 1-е место, стали Нгуен Чунг Шон (Вьетнам) и Кассем Абдулрахман (Сирия).

Нгуен Чунг Шон (Вьетнам)Кассем Абдулрахман (Сирия)

 

 

 

 

 

На 2-м месте — Фам Хонг Фонг (Вьетнам) и Хасан Сагир (Ливан).

blankblank

 

 

 

 

 

Третье место поделили Буй Суан Хьен (Вьетнам), Рамос Асеведо Диего Давид (Колумбия), Джалали Нарджес (Иран), Ардо Полина Саадаллах (Ливан), Марта Хамукали (Замбия), Итвитахо Эмэ Бадин (Руанда), Илич Йован (Босния и Герцеговина), Нуволи Брис Доре (Гвинея).

blankblankblankblank

 

 

 

 

 

blankblankblankblank

 

 

 

 

 

Поздравляем победителей олимпиады!

На кафедре осуществляется преподавание учебной дисциплины «Физика» (на русском языке) иностранным учащимся подготовительного факультета по обучению иностранных граждан, готовящимся к поступлению  в медицинские вузы России.

Преподавание ведется в рамках Дополнительной общеобразовательной программы предвузовской подготовки иностранных граждан (медико-биологическая направленность), составленной на основе «Требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке», утверждённых приказом Минобрнауки России от 3 октября 2014 г. № 1304.

На занятиях по физике учащиеся подготовительного факультета учатся работать с учебной литературой, слушать  и конспектировать лекции, решать задачи, самостоятельно осуществлять физические эксперименты, выполнять лабораторные работы. Изучение курса завершается зачетом по предмету.

Изучение курса физики на подготовительном факультете не только помогает иностранным учащимся систематизировать знания, полученные на родине, но и готовит их к изучению высшей математики и математической статистики, медицинской информатики, медицинской и биологической физики на первом курсе медицинского университета.

Также на кафедре ведется преподавание учебной дисциплины «Физика. Математика» иностранным студентам первого курса лечебно-профилактического факультета, обучающимся на языке-посреднике (специальность 31.05.01 — лечебное дело).

АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
(ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Физика» на предвузовском этапе обучения иностранных учащихся является их подготовка к изучению медицинской и биологической физики на основном факультете совместно с русскоговорящи¬ми студентами.
При этом задачами дисциплины являются:
получение иностранными учащимися минимального объема знаний по всем разделам физики, необходимых для обучения в высших учебных заведениях ме¬дицинского профиля;
— приведение в систему знаний, приобретенных иностранными учащимися на родине;
— восполнение имеющихся пробелов в образовании; углубление знаний в области тех явлений и законов физики, которые необходимы при изучении медицинской и биологической физики, а также ряда смежных и специальных дисциплин в ВУЗе;
— создание теоретической базы образования будущего медика, обеспечивающей глубокое понимание процессов природы и человеческого организма в частности, освоение методов их исследования, понимание принципов действия современной медицинской аппаратуры;
— обучение языку предмета как средству получения научной информации в объеме, обеспечивающем свободное восприятие и понимание текстов учебников, учебных пособий и лекций на русском языке.
— приобретение навыков проведения лабораторных работ, конспектирования, самостоятельной работы с учебной литературой;
— формирование естественнонаучных представлений о природе

II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины направлено на формирование знаний и умений в соответствии с Требованиями к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. N 1304)
По результатам освоения дополнительной общеобразовательной программы, касающейся изучения физики, слушатель должен:
знать:
механику: основные понятия, законы и модели механики; законы Ньютона; законы сохранения в механике: закон сохранения импульса и закон сохранения полной механической энергии; предел применимости законов сохранения;
молекулярную физику: основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ); основное уравнение МКТ; уравнение газового состояния Менделеева-Клапейрона; изопроцессы в газах; внутреннюю энергию одноатомного идеального газа; первый закон термодинамики, его применение к изопроцессам; количество теплоты и теплоемкость; уравнение теплового баланса;
электродинамику: электрическое поле в вакууме; закон Кулона; закон сохранения электрического заряда; характеристики поля: напряженность и потенциал; понятия электроемкости, электроемкости конденсатора; энергию электрического поля; понятие электрического тока; закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи; закон Джоуля-Ленца; магнитное поле в вакууме; характеристики поля: магнитную индукцию, магнитный поток; закон Ампера; закон электромагнитной индукции; энергию магнитного поля; явление самоиндукции;
оптику: геометрическую оптику и построение изображений в линзах;
определения базисных понятий физики;
общенаучные и физические термины, основные лабораторные приборы и оборудование, технику безопасности при работе в физической лаборатории;
уметь:
применять базисные понятия изученных разделов физики; формулировать условия задач, пояснять и записывать решения;
решать расчетные задачи, требующие знаний и умений из различных разделов физики и математики;
пользоваться физическими приборами и оборудованием;
рассчитывать погрешность измерений; составлять отчеты к лабораторным работам.

III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

раздела

Наименование раздела Количество часов
Всего Контактная

работа

Самостоятельная работа обучающихся
Лекции Практические занятия Лабораторные работы
Семестр 1
1 Механика 67 0 45 1 21
2 Молекулярная физика. Основы термодинамики 24 0 16 0 8
3 Основы электродинамики (электростатика) 12 0 8 0 4
Итого за семестр 103 0 69 1 33
Семестр 2
3 Основы электродинамики (электростатика, постоянный электрический ток, магнитное поле, электромагнитная индукция) 86 0 52 4 30
4 Колебания и волны 36 8 15 1 12
5 Оптика 37 8 16 2 11
6 Физика атома и атомного ядра 23 0 14 0 9
Итого за семестр 182 16 97 7 62
Итого по дисциплине: 285 16 166 8 95
Форма итоговой аттестации зачет

blankblankblank

На кафедре разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс адаптированные учебные пособия по физике, предназначенные как для аудиторной, так и для самостоятельной работы иностранных учащихся. В них сочетается научная строгость и последовательность изложения с его краткостью, доступностью, использованием минимума лексических средств.      В пособия включены основной теоретический материал, контрольные вопросы и примеры решения задач по темам, изучаемым на лабораторно-практических занятиях. Изложение материала сопровождается большим количеством иллюстраций. Приведенные контрольные вопросы и примеры решения задач способствуют закреплению усвоенного. В качестве приложения в пособиях дан краткий русско-английский словарь

blank

№ п/п Название издания Ф.И.О. авторов Изд-во Год

изд.

К-во

стр.

1 «Механика».

Учебное пособие для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль)

Березняк Ю.Л. РостГМУ 2012

 

108 с.
2 «Молекулярная физика».

Методические рекомендации для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль)

Березняк Ю.Л., Щербакова Т.К. РостГМУ 2016 46 с.
3 «Электродинамика (Электростатика. Постоянный электрический ток)».

Учебное пособие для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль)

Березняк Ю.Л.

Щербакова Т.К.,

Лузина В.М.

РостГМУ 2012 83 с.
4 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция».

Учебное пособие для иностранных учащихся  подготовительного факультета (медико-биологический профиль)

Березняк Ю.Л.

Щербакова Т.К.,

РостГМУ 2006 32 с.
5 «Оптика. Атомная и ядерная физика».

Учебное пособие для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль

Березняк Ю.Л.

Щербакова Т.К.,

Шейхет И.И.

РостГМУ 2019 104 с
6 Готовимся к экзамену по физике. Часть I: Механика. Молекулярная физика: методические рекомендации Ю.Л. Березняк, Т.В. Олешко, К.В. Городнов РостГМУ 2016 50 с.
7 Готовимся к экзамену по физике. Часть II: Электродинамика: методические рекомендации Березняк Ю.Л., Щербакова Т.К., Игнатенко В.З. РостГМУ 2016. 34 с
8 Готовимся к экзамену по физике. Часть III: Колебания и волны: методические рекомендации Т.В. Олешко, Т.К. Щербакова, И.И. Шейхет, В.З. Игнатенко, Ю.Л. Березняк РостГМУ 2019 58 с.
9 Готовимся к экзамену по физике Часть IV: Оптика. Атомная и ядерная физика Методические рекомендации Т.К. Щербакова, И.И. Шейхет, В.З. Игнатенко, Т.В. Олешко, Ю.Л. Березняк РостГМУ 2019  49 с.
10  «Лабораторные работы по физике» для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль) Городнов К.В., Олешко Т.В., Игнатенко В.З. РостГМУ 2016 34 с.
11 Тестовые задания по физике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль). Часть 1. Механика Березняк Ю.Л.,

Олешко Т.В.,

РостГМУ 2010 62 с.
12 Тестовые задания по физике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль). Часть 2.  «Молекулярная физика и основы термодинамики» Березняк Ю.Л.,

Олешко Т.В.

 

РостГМУ 2015 47 с.
13 Тестовые задания по физике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль). Часть 3. Основы электродинамики. Березняк Ю.Л.,

Олешко Т.В.

 

РостГМУ 2013 73 с.
14 Тестовые задания по физике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль). Часть 4. Колебания и волны. Березняк Ю.Л.,

Олешко Т.В.

 

РостГМУ 2013 38 с.
15 Тестовые задания по физике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль). Часть 5. Оптика. Атомная и ядерная физика. Березняк Ю.Л.,

Олешко Т.В.

 

РостГМУ 2013 43 с.
16 Тестовые задания по математике для иностранных учащихся подготовительного факультета (медико-биологический профиль) Березняк Ю.Л., Игнатенко В.З., Макуха С.И., Городнов К.В. РостГМУ 2015 58 с.

Кафедра физики проводит воспитательную работу в соответствии с Положением о воспитательной работе в РостГМУ, планом подготовительного факультета и планом воспитательной работы кафедры.

Воспитательная работа с иностранными учащимися подготовительного факультета на кафедре начинается с первого  же занятия по физике. Она включает в себя ознакомление учащихся с правилами внутреннего распорядка РостГМУ, поведения на занятиях, техникой безопасности. С целью повышения у иностранных учащихся мотивации к учебной деятельности преподаватели знакомят студентов с Положением о рейтинговой системе аттестации обучающихся.  Преподаватели кафедры воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, потребность и умение трудиться.

Со студентами проводятся беседы по вопросам успеваемости и посещаемости лекций и практических занятий. Заведующий кафедрой и преподаватели регулярно в течение учебного года проводят беседы с иностранными учащимися о роли физики в практической деятельности врача.

Преподаватели кафедры развивают творческую активность учащихся, прививают им навыки работы с научной литературой, публичных выступлений, ежегодно организуя студенческую конференцию «Физика в медицине».

blank

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к отечественной истории. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе традиционных российских культурно- исторических ценностей, научных достижений отечественных ученых. Знакомство с историей и традициями РостГМУ, научными школами.

Поддержка социальных молодежных проектов, направленных на патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации, сохранение исторической памяти и традиций университета.

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся, развитие созидательной активности молодежи путем вовлечения в работу МНО, МНК кафедры, олимпиадное движение, работу профессионально ориентированных студенческих объединений университета (волонтерство, студенческие медицинские отряды и др.),

Воспитание норм этического поведения и деонтологии в медицинском коллективе и средствах массовой коммуникации у обучающихся, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

Научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры физики в настоящее время выполняется в рамках основного направления: “Новые аспекты в методике преподавания физики иностранным учащимся подготовительных факультетов медико-биологического профиля с учетом специфики контингента обучающихся и преемственности обучения на предвузовском и вузовском этапах обучения”. Результаты этих исследований неоднократно представлялись на научно-практических конференциях разного уровня и опубликованы в различных журналах и сборниках научных трудов.

Ниже представлены некоторые публикации сотрудников кафедры за период 2020-2022 гг.

1. Березняк Ю.Л., Шейхет И.И. Щербакова Т.К. Олешко Т.В., Игнатенко В.З. Дистанционное обучение физике иностранных учащихся подготовительного факультета // Проблемы современного образования, № 1, 2021, с.161 – 172, http://www.pmedu.ru (список ВАК)

2. Тришина А.В., Березняк Е.А., Ежова М.И., Березняк Ю.Л., Чемисова О.С. Резистентность к антибиотикам экологических изолятовVibrio choleraenonO1/nonO139. Здоровье населения и среда обитания  – ЗНиСО. 2022;(3):66-71. https://zniso.fcgie.ru/jour/article/view/874/640 (список ВАК)

3. Олешко Т.В., Саямова В.И. К концепции культуросообразности обучения на русском языке иностранных учащихся подготовительного факультета медицинского вуза. — «The world of Academia: culture, education» («Мир университетской науки: культура, образование»), №7.– 2022, ЮФУ. — С.99-106 (список ВАК)

4. Шейхет И.И. Щербакова Т.К. Березняк Ю.Л. Организация дистанционного обучения с помощью общедоступных программных средств // Непрерывное образование в России: состояние и перспективы: материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, кафедра педагогики. – Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2022. — С.130 – 135

5. Oleshko T., Sajamova V., Chernenko E. Implementation of academician RAO E.V. Bondarevskaya’s concept on the personal orientation of the educational process at the pre-university stage of training for foreign students Practice Oriented Science:  UAE – Russia — India» Materials of International University Scientific Forum. —  UAE, 2022. — Scientific Publishing House Infinity, 2022. – P. 74-79

6. В.И.Саямова, Т.В.Олешко. Информационно-компьютерная технология: опыт использования при дистанционном обучении иностранных учащихся подготовительного факультета. // Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Д.О.Половцева «Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире» (28-29 октября 2021 г.). г. Минск, изд-во БГУ, 271 с. 2021. — С. 230-238.

7. Т.В.Олешко, В.И.Саямова. О влиянии информатизации общества на учебно-познавательную деятельность и мышление иностранных учащихся подготовительного факультета // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского международного конгресса «Научная перспектива». — М., 2022, изд-во «Инфинити». — С. 45-52.

Кафедра физики (до 2020 г. кафедра физики с математикой) была создана в 1985 г. на базе кафедры общетеоретических дисциплин подготовительного факультета по обучению иностранных граждан.  В течение многих лет на кафедре работали опытные преподаватели-методисты В. Б. Карашевич, Л. И. Зуева, Э. Г. Шевченко, В. М. Лузина, М. М. Татевосян, Т. И. Смоленцева, А. А. Гудков. На кафедре прошла практически вся трудовая деятельность преподавателей физики Т.В. Олешко и В.З. Игнатенко. В разные годы кафедрой заведовали кандидат физико-математических наук доцент В. В. Жуков, кандидат философских наук В. И. Яровой, старший преподаватель А. Н. Манова. С 1994 г. кафедрой заведует доцент Ю. Л. Березняк.

Контакты

Телефон
+7 (863) 250-40-97
E-mail
bereznyak_yl@rostgmu.ru
Адрес
Российская Федерация, Ростовская область, городской округ город Ростов-на-Дону, город Ростов-на-Дону, переулок Нахичеванский, здание 29 строение 5, 8 этаж, каб. 810, ауд. 804, 806, 809.
5 марта, 2024

Приемная комиссия

Россия, г. Ростов-на-Дону
пер. Нахичеванский, здание 29

Предуниверсарий
+7 (863) 250-41-16

Специалитет, бакалавриат, магистратура:
+7 (863) 201-43-91
+7 (918) 590-00-54 (многоканальный)
+7 (863) 250-41-55 приём в ВУЦ

Программы СПО (колледж):
+7 (863) 250-40-29

Программы ординатуры:
+7 (863) 250-40-09

Программы аспирантуры:
+7 (863) 201-43-78

Административный корпус

Россия, г.Ростов-на-Дону
пер.Нахичеванский, здание 29

+7 (863) 285-32-13 (Поликлиника)
klinika@rostgmu.ru

+7 (863) 250-40-65 (Канцелярия)
okt@rostgmu.ru

Медиа-центр

Россия, г. Ростов-на-Дону
пер. Нахичеванский, здание 29
(УЛК №1, 1 этаж, кабинет №111, №112)

+7 (863) 305-89-09
+7 (938) 147-77-65

pressa@rostgmu.ru

© ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России

Перейти к содержимому