На кафедре осуществляется преподавание учебной дисциплины «Физика» (на русском языке) иностранным учащимся подготовительного факультета по обучению иностранных граждан, готовящимся к поступлению в медицинские вузы России.
Преподавание ведется в рамках Дополнительной общеобразовательной программы предвузовской подготовки иностранных граждан (медико-биологическая направленность), составленной на основе «Требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке», утверждённых приказом Минобрнауки России от 3 октября 2014 г. № 1304.
На занятиях по физике учащиеся подготовительного факультета учатся работать с учебной литературой, слушать и конспектировать лекции, решать задачи, самостоятельно осуществлять физические эксперименты, выполнять лабораторные работы. Изучение курса завершается зачетом по предмету.
Изучение курса физики на подготовительном факультете не только помогает иностранным учащимся систематизировать знания, полученные на родине, но и готовит их к изучению высшей математики и математической статистики, медицинской информатики, медицинской и биологической физики на первом курсе медицинского университета.
Также на кафедре ведется преподавание учебной дисциплины «Физика. Математика» иностранным студентам первого курса лечебно-профилактического факультета, обучающимся на языке-посреднике (специальность 31.05.01 — лечебное дело).
АННОТАЦИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
(ПРЕДВУЗОВСКИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ)
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Физика» на предвузовском этапе обучения иностранных учащихся является их подготовка к изучению медицинской и биологической физики на основном факультете совместно с русскоговорящи¬ми студентами.
При этом задачами дисциплины являются:
получение иностранными учащимися минимального объема знаний по всем разделам физики, необходимых для обучения в высших учебных заведениях ме¬дицинского профиля;
— приведение в систему знаний, приобретенных иностранными учащимися на родине;
— восполнение имеющихся пробелов в образовании; углубление знаний в области тех явлений и законов физики, которые необходимы при изучении медицинской и биологической физики, а также ряда смежных и специальных дисциплин в ВУЗе;
— создание теоретической базы образования будущего медика, обеспечивающей глубокое понимание процессов природы и человеческого организма в частности, освоение методов их исследования, понимание принципов действия современной медицинской аппаратуры;
— обучение языку предмета как средству получения научной информации в объеме, обеспечивающем свободное восприятие и понимание текстов учебников, учебных пособий и лекций на русском языке.
— приобретение навыков проведения лабораторных работ, конспектирования, самостоятельной работы с учебной литературой;
— формирование естественнонаучных представлений о природе
II. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Изучение дисциплины направлено на формирование знаний и умений в соответствии с Требованиями к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2014 г. N 1304)
По результатам освоения дополнительной общеобразовательной программы, касающейся изучения физики, слушатель должен:
знать:
механику: основные понятия, законы и модели механики; законы Ньютона; законы сохранения в механике: закон сохранения импульса и закон сохранения полной механической энергии; предел применимости законов сохранения;
молекулярную физику: основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ); основное уравнение МКТ; уравнение газового состояния Менделеева-Клапейрона; изопроцессы в газах; внутреннюю энергию одноатомного идеального газа; первый закон термодинамики, его применение к изопроцессам; количество теплоты и теплоемкость; уравнение теплового баланса;
электродинамику: электрическое поле в вакууме; закон Кулона; закон сохранения электрического заряда; характеристики поля: напряженность и потенциал; понятия электроемкости, электроемкости конденсатора; энергию электрического поля; понятие электрического тока; закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи; закон Джоуля-Ленца; магнитное поле в вакууме; характеристики поля: магнитную индукцию, магнитный поток; закон Ампера; закон электромагнитной индукции; энергию магнитного поля; явление самоиндукции;
оптику: геометрическую оптику и построение изображений в линзах;
определения базисных понятий физики;
общенаучные и физические термины, основные лабораторные приборы и оборудование, технику безопасности при работе в физической лаборатории;
уметь:
применять базисные понятия изученных разделов физики; формулировать условия задач, пояснять и записывать решения;
решать расчетные задачи, требующие знаний и умений из различных разделов физики и математики;
пользоваться физическими приборами и оборудованием;
рассчитывать погрешность измерений; составлять отчеты к лабораторным работам.
III. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
№
раздела |
Наименование раздела |
Количество часов |
Всего |
Контактная
работа |
Самостоятельная работа обучающихся |
Лекции |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
|
Семестр 1 |
1 |
Механика |
67 |
0 |
45 |
1 |
21 |
2 |
Молекулярная физика. Основы термодинамики |
24 |
0 |
16 |
0 |
8 |
3 |
Основы электродинамики (электростатика) |
12 |
0 |
8 |
0 |
4 |
Итого за семестр |
103 |
0 |
69 |
1 |
33 |
Семестр 2 |
3 |
Основы электродинамики (электростатика, постоянный электрический ток, магнитное поле, электромагнитная индукция) |
86 |
0 |
52 |
4 |
30 |
4 |
Колебания и волны |
36 |
8 |
15 |
1 |
12 |
5 |
Оптика |
37 |
8 |
16 |
2 |
11 |
6 |
Физика атома и атомного ядра |
23 |
0 |
14 |
0 |
9 |
Итого за семестр |
182 |
16 |
97 |
7 |
62 |
Итого по дисциплине: |
285 |
16 |
166 |
8 |
95 |
Форма итоговой аттестации |
зачет |