
Основная цель кафедры – удовлетворение спроса общества на подготовку профессиональных работников сферы управления здравоохранением, владеющих современными технологиями управления в социальной сфере.
Задачи кафедры:
Основная цель образовательного процесса — обеспечить специалистов качественными профессиональными знаниями, навыками, информацией по актуальным теоретико-методологическим и практическим аспектам социальной политики, управления здравоохранением и здоровьем населения, толкование происходящих в России медико-социальных реформ и их технологий.
Уникальность программ, реализуемых кафедрой, прежде всего в концептуальной основе, которая позволяет слушателям в процессе обучения сформировать системное представление о развитии медицинских организаций различных форм собственности с учетом появления новых нормативных требований и изменений в бизнес-среде. Они разработаны на основе многолетнего опыта подготовки специалистов и руководителей на базе РостГМУ и направлены на формирование ключевых компетенций, необходимых для обеспечения деятельности и эффективного управления современными организациями здравоохранения.
Учебный процесс строится на базе современной методики, предусматривающей комбинирование различных типов обучения: лекций, семинарских занятий, тренингов, практических занятий на базах практической подготовки.
Со слушателями работают ведущие специалисты РостГМУ, регионального здравоохранения и системы ОМС в области общественного здоровья, экономики, финансов, менеджмента и маркетинга, права в здравоохранении, признанные лидеры региона в соответствующей сфере деятельности, имеющие богатый личный опыт управления или работы в области здравоохранения, что способствует более глубокому усвоению знаний и лучшему пониманию современных задач в сфере общего менеджмента, управления персоналом, финансов, бухгалтерского и управленческого учета, а также правового и информационного обеспечения деятельности медицинской организации.
В процессе обучения решается важная задача – развитие качеств и управленческих компетенций, необходимых для успешной карьеры современного специалиста в области организации здравоохранения, который должен научиться принимать решения, опираясь на накопленную базу знаний, делегировать полномочия, эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении человеческие и материальные ресурсы.
На системной основе кафедра обогащает свою учебную практику опытом работы профильных кафедр других образовательных и научных организаций, с которыми сотрудничает в рамках «Федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения», используя наработки коллег в учебно-методической деятельности.
Высокая интенсивность обучения сочетается с доброжелательностью и толерантностью обучающих к обучаемым, максимальному снижению психологической напряженности, стрессов при контроле знаний. При этом максимально учитываются особенности последипломного образования и специфика контингента обучаемых, в частности различный профессиональный, жизненный и служебный опыт, возраст и разнородность полученного ранее образования
Коллектив кафедры значительную часть занятий проводит в активной форме обучения, способствующей более полному раскрытию индивидуальных творческих возможностей практических навыков обучаемых. Большое внимание кафедра уделяет индивидуализации обучения в форме персональных консультаций и собеседований, формирования индивидуальных образовательных траекторий. Кафедра стремится к максимальной реализации факультативных возможностей в процессе обучения.
Во всех формах подготовки наряду с очной формой подготовки используются очно-заочная, индивидуальная, дистанционная форма работы со слушателями, включая выездные формы по месту работы слушателей
Методическое обеспечение учебного процесса рассматривается как непрерывно развивающая система подходов, способов, принципов содержательных форм и приёмов эффективного обеспечения как минимум образовательного стандарта и лидерских достижений в образовательном процессе. Для закрепления положительных результатов кафедра обобщает соответствующий опыт учебной работы и стремится обеспечить для каждого преподавателя условия для творческой деятельности
Инновационными технологиями в обучении специалистов на кафедре являются:
Основные образовательные программы подготовки кадров высшей квалификации
Ординатура по специальности – 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» – очная форма обучения;
Магистратура по специальности – 32.04.01 «Общественное здравоохранение» – очно/заочная форма обучения;
Аспирантура по специальности – 32.06.01 «Медико-профилактическое дело (Общественное здоровье, организация и социология здравоохранения)» – очно/заочная форма обучения.
Перечень программ дополнительного профессионального образования:
Программы профессиональной переподготовки
| № п/п | Наименование программы | Объем в часах |
| 1 | Организация здравоохранения и общественное здоровье | 576 |
Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для специалистов со средним медицинским образованием
| № п/п | Наименование программы | Объем в часах |
| 1 | Организация сестринского дела | 504 |
| 2 | Организация сестринского дела | 252 |
| 3 | Современная медицинская статистика и вопросы компьютеризации | 144 |
Программы повышения квалификации
| № п/п | Наименование программы | Объем в часах |
| 1 | Актуальные вопросы медицинской экспертизы: ЭВН, МСЭ, ЭКМП | 36 |
| 2 | Анализ нежелательных событий как метод профилактики ошибок. Метод 5 «почему» | 36 |
| 3 | Безопасность медицинской деятельности | 36 |
| 4 | Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 5 | Внутренние стандарты, алгоритмы и инструкции в медицинской организации как обеспечение построения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 6 | Деятельность медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования | 36 |
| 7 | Инвестирование и предпринимательство в здравоохранении | 36 |
| 8 | Информационные технологии в медицинской организации | 36 |
| 9 | Использование комплекса современных компьютерных программ в профессиональной деятельности специалиста | 36 |
| 10 | Кадровый менеджмент в организациях здравоохранения | 36 |
| 11 | Клинико-экспертная деятельность в медицинской организации | 36 |
| 12 | Контроль (экспертиза) качества медицинской помощи, экспертиза временной нетрудоспособности | 144 |
| 13 | Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | 36 |
| 14 | Лицензирование и контроль медицинской деятельности | 36 |
| 15 | Медицинские организации государственной формы собственности в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи | 36 |
| 16 | Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации | 36 |
| 17 | Навыки публичного выступления | 36 |
| 18 | Навыки эффективного общения с пациентами и их родственниками. Практические аспекты. | 36 |
| 19 | Организационно-методическая деятельность в медицинской организации | 36 |
| 20 | Организационно-правовые аспекты внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 21 | Организация бухгалтерского учета в организациях здравоохранения | 72 |
| 22 | Организация бухгалтерского учета в организациях здравоохранения | 144 |
| 23 | Организация здравоохранения и общественное здоровье | 144 |
| 24 | Организация здравоохранения и общественное здоровье в современных условиях | 36 |
| 25 | Организация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 26 | Организация планово- экономической деятельности в организациях здравоохранения | 144 |
| 27 | Организация управления персоналом в организациях здравоохранения | 72 |
| 28 | Организация управления персоналом в организациях здравоохранения | 144 |
| 29 | Организация электронного документооборота в сфере здравоохранения | 36 |
| 30 | Основные направления исполнения требований внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 31 | Основы цифровой грамотности | 162 |
| 32 | Особенности экспертной деятельности в медицинской организации в условиях обеспечения контроля качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 33 | Пациентоориентированность как метод достижения удовлетворенности пациентов и профилактики конфликтов в медицинской организации | 36 |
| 34 | Правовая защита медицинской организации в свете нововведений | 36 |
| 35 | Правовое обеспечение деятельности медицинской организации | 36 |
| 36 | Правовые основы деятельности медицинских организаций | 36 |
| 37 | Правовые риски деятельности медицинских организаций | 36 |
| 38 | Предотвращение и разрешение конфликтов в медицинской организации | 36 |
| 39 | Проведение аудитов при обеспечении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности | 36 |
| 40 | Современные аспекты управления медицинской организацией | 36 |
| 41 | Средства компьютерных программ для статистического анализа и графического представления данных | 36 |
| 42 | Тайм -менеджмент для руководителя медицинской организации | 18 |
| 43 | Трудовое законодательство | 36 |
| 44 | Управление качеством медицинской помощи, экспертиза временной нетрудоспособности | 144 |
| 45 | Управление организацией здравоохранения | 36 |
| 46 | Управление отношениями и общением в медицинской организации | 36 |
| 47 | Управление процессами деятельности медицинской организации | 36 |
| 48 | Управление работой колл- центров медицинской организации | 18 |
| 49 | Управление ресурсами медицинской организации | 36 |
| 50 | Управление сестринскими процессами и деятельностью | 36 |
| 51 | Управление сестринской деятельностью | 36 |
| 52 | Управление сестринской деятельностью | 144 |
| 55 | Управление человеческими ресурсами в медицинской организации | 36 |
| 56 | Управление экономикой медицинской организации | 72 |
| 57 | Управление экономическими процессами в организациях здравоохранения в современных условиях | 36 |
| 58 | Финансовый менеджмент в организациях здравоохранения | 36 |
| 59 | Экспертиза временной нетрудоспособности | 72 |
| 60 | Экспертиза временной нетрудоспособности | 36 |
| 61 | Экспертная деятельность в системе ОМС, построение взаимоотношений со страховыми организациями с точки зрения исполнения утвержденных требований | 36 |
| 62 | Экспертная деятельность в системе обязательного медицинского страхования | 36 |
| 63 | Экспертная деятельность в сфере обязательного медицинского страхования | 144 |
| 64 | Юридические вопросы и правовая защита деятельности медицинской организации | 36 |
Основная цель образовательного процесса — обеспечить специалистов качественными профессиональными знаниями, навыками, информацией по актуальным теоретико-методологическим и практическим аспектам социальной политики, управления здравоохранением и здоровьем населения, толкование происходящих в России медико-социальных реформ и их технологий.
Кафедра ставит своей целью постоянное обновление и внедрение новых учебных и тематических планов обучения с использованием инновационных образовательных технологий, форм и методов:
-разработка и постоянная актуализация дифференцированных программ ДПО, ориентированных на конкретную должность с учетом специфики медицинской организации, квалификационных требований к подготовке специалиста;
— индивидуализация профессионального обучения в зависимости от уровня подготовки, с учетом компетенций профстандарта;
— создание новых междисциплинарных актуальных модульных программ, позволяющих обеспечить перспективный спрос на подготовку кадров в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
— постоянное совершенствование формы организации учебного процесса и технологии обучения путем сочетания традиционных и инновационных форм; внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения;
— формирование системы «обратной связи» со слушателями, прошедшими обучение, мониторинг эффективности реализации полученных компетенций на практике, постоянная актуализация образовательных программ по итогам оценки их эффективности в практическом здравоохранении.
Со слушателями работают ведущие специалисты РостГМУ, регионального здравоохранения и системы ОМС, в области общественного здоровья, экономики, финансов, менеджмента и маркетинга, права в здравоохранении, признанные лидеры региона в соответствующей сфере деятельности, имеющие богатый личный опыт управления или работы в области здравоохранения, что способствует более глубокому усвоению знаний и лучшему пониманию современных задач в сфере общего менеджмента, управления персоналом, финансов, бухгалтерского и управленческого учета, а также правового и информационного обеспечения деятельности медицинской организации.
Методическое обеспечение включает в себя: учебные планы и рабочие программы, кафедральные учебники и разнообразные учебные пособия; методические разработки (сборники) по каждой форме подготовки; списки рекомендуемых правовых актов, литературы, справочников и других источников; кафедральную коллекцию презентаций.
Обучающиеся, в течение всего периода обучения, обеспечиваются доступом к автоматизированной системе дополнительного профессионального образования (АС ДПО) sdo.rostgmu.ru, обеспечиваются доступом к электронной информационно-образовательной среде АС ОМДО (портал omdo.rostgmu.ru) и к порталу dotest.rostgmu.ru в зависимости от программы обучения.
Основными дистанционными образовательными технологиями Программы являются интернет-технологии с методикой синхронного и/или асинхронного дистанционного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает on-line общение, которое реализуется в виде вебинара, онлайн-чата, виртуальный класс. Асинхронное обучение представляет собой offline просмотр записей аудиолекций, мультимедийного и печатного материала. Каждый слушатель получает доступ к учебным материалам портала и к электронной информационно-образовательной среде.
АС ДПО обеспечивает:
— возможность входа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— доступ к учебному содержанию Программы и электронным образовательным ресурсам в соответствии с формой обучения (вопросы контроля исходного уровня знаний, вопросы для самоконтроля по каждому разделу, тестовые задания, интернет-ссылки, нормативные документы);
— фиксацию хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации.
Для получения актуальной информации обучающимися и представителями профессионального сообщества кафедрой создан информационный телеграм-канал о новинках права здравоохранения в России: https://t.me/law_and_medicine
Примеры методических указаний для обучающихся, подготовленные кафедрой:
В 2023 году опубликован сборник тестов по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов.
![]() |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к отечественной истории. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе традиционных российских культурно-исторических ценностей, научных достижений отечественных ученых. Знакомство с историей и традициями РостГМУ, научными школами.
Поддержка социальных молодежных проектов, направленных на патриотическое воспитание, сохранение исторической памяти и культуры народов Российской Федерации, сохранение исторической памяти и традиций университета.
Вовлечение молодежи в социальную практику и информирование о потенциальных возможностях развития в России. Выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся, развитие созидательной активности молодежи путем вовлечения в работу МНО, МНК кафедры, олимпиадное движение, работу профессионально ориентированных студенческих объединений университета (волонтерство, студенческие медицинские отряды и др.).
Воспитание норм этического поведения и деонтологии в медицинском коллективе и средствах массовой коммуникации у обучающихся, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Кандидатские и докторские диссертации 2009-2023 гг.
| № п/п | Дата и место защиты | Ф.И.О. | Название |
| 1. | 2009 г.
Ростов-на-Дону |
Шишов Михаил Алексеевич | Комплексное лечение болезни Осгуда-Шлаттера |
| 2. | 2017 г.
Ростов-на-Дону |
Шишов Михаил Алексеевич | Совершенствование организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности в условиях стационара (на примере атрезии тонкой кишки) |
| 3. | 2022 г.
Ростов-на-Дону |
Панов Анатолий Владимирович | Научное обоснование совершенствования организации оказания платных услуг в здравоохранении |
| 4. | 2023 г.
Москва |
Середа Александр Николаевич | Оптимизация программ реабилитации инвалидов с последствиями черепно-мозговой травмы |
| 5. | В процессе | Ким Вячеслав Владиславович | Научное обоснование новых подходов медико-социальной реабилитации лиц пожилого и старческого возраста, постоянно проживающих в условиях стационарного учреждения социального обслуживания |
| 6. | В процессе | Шаповалов Александр Сергеевич | Эффективный внутренний контроль качества как инструмент повышения качества медицинской помощи |
| 7. | В процессе | Шаркунов Андрей Николаевич | Научное обоснование системы организационных мероприятий медико-социальной реабилитации пациентов с нарушениями периферического кровообращения после хирургического лечения |
| 8. | В процессе | Даниленко Лина Павловна | Медико-социальная эффективность реабилитации больных после острого нарушения мозгового кровообращения в условиях стационара |
| 9. | В процессе | Янчук Юлия Михайловна | Роль превентивной медицины в профилактике метаболических нарушений и формировании здорового образа жизни |
| 10. | В процессе | Зоричева Александра Леонидовна | Мониторинг качества оказания первично медико-санитарной помощи и факторы, влияющие на повышение качества ПМСП на примере Ростовской области |
Основа для последипломной подготовки организаторов здравоохранения в Ростовском медицинском университете была заложена в 1935 г., когда на кафедре социальной гигиены начали реализовываться циклы подготовки для заведующих отделами здравоохранения, а с 1945 г. ‒ циклы для санитарных врачей. Работа циклов продолжилась и после создания в 1961 г. факультета усовершенствования врачей. С 1961 года на кафедре стал функционировать постоянно действующий семинар для областных организаторов здравоохранения, проводимый совместно с облздравотделом и областной клинической больницей.
В 1979 г. при кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения был создан курс усовершенствования, в работу которого внесли существенный вклад профессор Чернецкий О.Е., заведовавший в те годы кафедрой, и доцент Клячкин М.С.
В 1983 г. на базе курса под руководством к.м.н., доцента Салатича Александра Ивановича была создана кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения №2, которой Салатич А.И. руководил до 2010 г. В 2000 г. кафедра была переименована в кафедру общественного здоровья и здравоохранения №2, а в 2010 г. ‒ в кафедру организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППС. Большая заслуга в развитии кафедры на этапе ее становления принадлежит доцентам Клячкину М.С., Крымской И.В., старшему преподавателю Евдокимову Д.В. В разные годы на кафедре работали заслуженные врачи РФ, директор Южного окружного медицинского центра Багдасаров Г.Г., начальник Ростовского госпиталя для ветеранов войн Юношев Ю.А.
В 2004 г. в состав кафедры включен курс «Информационные компьютерные технологии в медицине и здравоохранении». С момента основания до конца 2013 г. работой курса руководила профессор Гафиятуллина Г.Ш.
С 2010 г. по 2014 г. заведующим кафедрой был д.м.н., доцент Дударев И.В.
С октября 2014 г. по апрель 2024 г. кафедру возглавляла д.м.н., доцент Быковская Татьяна Юрьевна, которая с 2004 г. занимала должность министра здравоохранения Ростовской области.
01.09.2024 г. приказом ректора была создана кафедра организации здравоохранения, в результате объединения кафедры общественного здоровья и здравоохранения и кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья (с курсом ИКТ в здравоохранении и медицине) №2, которую возглавил д.м.н., профессор Шлык Сергей Владимирович.
Россия, г. Ростов-на-Дону
пер. Нахичеванский, здание 29
Курсы по профориентации
+7 (863) 250-41-16
Специалитет, бакалавриат, магистратура:
+7 (863) 201-43-96
+7 (863) 250-41-16
+7 (863) 250-41-55 (приём в ВУЦ)
+7 (863) 201-43-86
Программы СПО (колледж):
+7 (863) 240-21-65
Программы ординатуры:
+7 (863) 250-40-09,
+7 (863) 250-41-68,
+7 (863) 250-42-02
Программы аспирантуры:
+7 (863) 201-43-78
+7 (863) 285-32-13 , +7 (863) 250-42-00
Запись на прием в поликлиники РостГМУ и НИИАП
+7 (863) 285-32-13 , +7 (863) 250-42-00
Россия, г. Ростов-на-Дону
пер. Нахичеванский, здание 29
(УЛК №1, 1 этаж, кабинет №111, №112)
+7 (863) 305-89-09
+7 (938) 147-77-65