11 октября 2025 в соответствии с планом работы преподаватель высшей квалификационной категории Осипова Наталья Евгеньевна организовала и провела открытое комбинированное занятие по учебной дисциплине СГ.01 «История России» на тему «Восстановление единства русского народа: объединение Великой и Малой Руси» в Ростовском областном музее краеведения для студентов 12-й группы первого курса специальности 31.02.01 Лечебное дело. Инициатива преподавателя была поддержана заведующей культурно-просветительским отделом Корчагиной Юлией Романовной, в рамках занятия научный сотрудник музея Заярный Владислав Владимирович рассказал об экспонируемых реликвиях – древних чудодейственных иконах, появлявшихся по-разному в храмах Ростовской области, история многих из которых насчитывает по нескольку веков, раритетных экспонатах музея, посвященных страницам истории донского казачества, отражающей боевые подвиги донцов, их личных вещах, быте, традициях и обрядах. Для занятия были использованы экспонаты выставки «Реликвии донского казачества».
Цель занятия:
- изучить процесс борьбы с угнетением православных русских людей в составе Литвы, Польши, Речи Посполитой, объединения Великой и Малой Руси; участие донского казачества в борьбе запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого за православную веру и единство с Россией.
Проведение занятия в музее позволило гармонично решить как учебные, так и воспитательные задачи:
- показать обучающимся – каким героизмом и патриотизмом добывалась слава Войска Донского;
- продемонстрировать факторы, определившие уникальность становления духовно-нравственных ценностей в Российском Государстве в 17 в.;
- продолжить формирование у обучающихся музейной культурыу;
- развивать патриотизм и приверженность исконно российским духовно-нравственным и культурным ценностям, традициям и обычаям;
- развивать интерес к музейным ценностям и всему культурному наследию нашей страны;
- воспитывать уважение к нашим предкам, их нелёгкому труду и быту, воспитывать, бережно сохранять память об их военных и трудовых подвигов.
При посещении музея все студенты использовали «Пушкинскую карту». Уникальная программа популяризации культуры среди молодежи с государственной поддержкой ̶ «Пушкинская карта» активно работает, открывая перед молодым поколением возможность бесплатного посещения музеев, театров и других объектов культурно-исторического наследия.
В рамках концепции компетентностного подхода посещение данной выставки развивает такие общие компетенции как ОК 01-06, ОК 08,09.
Сочетание традиционных элементов занятия с возможностью приобщения к настоящим историческим ценностям, получение новой информации не только от преподавателя, но и музейных специалистов произвели на обучающихся большое впечатление.
Студенты были восхищены и очарованы духом Ростовского областного музея краеведения и его неповторимой атмосферой.
Больше всего им запомнились знамёна Войска Донского, лекция научного сотрудника музея и удобная форма работы в музее по рабочему листку и в наушниках – (когда началась викторина) – они не ожидали, что так радостно, интересно, насыщенно, эмоционально-захватывающе может проходить занятие в музее.
Благодаря ресурсам музея и правильному их применению при разборе темы «Восстановление единства русского народа: объединение Великой и Малой Руси» обучающиеся более глубоко и детально изучили роль и значение Российского государства в защите Православных малороссов в 17 в.; православную культуру, истоки и реликвии Донского казачества, святыни Православной веры, расширили свой кругозор, а так же получили возможность погрузиться в мир православных ценностей, традиций и обычаев.
Важным для обучающихся стали не только новые знания по истории России, но и жизненные установки наших предков, приверженность традиционным для России ценностям, таким как патриотизм, высокая гражданская позиция, умение прийти на помощь, взаимовыручка, взаимная поддержка, приверженность гармонии в семье, дружбе, нестяжательство, отсутствие празднословия, уважение и помощь старшим, немощным, престарелым, больным и многое другое.
Студенты обратились к Наталье Евгеньевне с просьбой провести еще и другие занятия в музее краеведения. Преподаватель поддержала инициативу обучающихся и предложила продолжить знакомство с музеем в рамках новой темы «Россия XXI век».
Все задачи занятия были выполнены, использование музейной педагогики в очередной раз доказало свою эффективность в учебной и воспитательной работе.

Информация предоставлена заместителем директора колледжа
по НМР Артеменко Н.А.