Родоначальник династии Федотовой-Зеленских — Любовь Ивановна Федотова — кандидат медицинских наук, врач-хирург высшей категории, отдавшая медицине 59 лет жизни.
Родилась она в 1936 году в хуторе Секачи в семье потомственных донских казаков. Вскоре после рождения дочери отец семейства — Иван Петрович Семисотов — получил место на заводе «Красный Аксай» и вся семья переехала в Ростов-на-Дону.
Любовь со школы хотела стать врачом, но поступить в мединститут удалось только с четвёртой попытки. Упорная девушка добилась исполнения мечты — стала студенткой Ростовского государственного медицинского института по специальности «лечебное дело». Окончила его в 1963 году.
По окончании вуза молодого специалиста отправили работать по распределению в Карелию, в участковую больницу посёлка Поросозеро.
— Поехали туда вместе с подругой-однокурсницей. Причем обе страстно хотели быть хирургами. Подруга характером помягче согласилась на должность терапевта. А Любовь Семисотова — стала работать хирургом. И за пять лет стала для жителей поселка настоящим земским доктором — врачом-хирургом широкого профиля.
Карелия – край лесозаготовок, лесопилок. Производство повышенной опасности, травматичность там была высокая. Вот и приходилось ей «по скорой» спешить на помощь рабочим: в распутицу — по бездорожью, в морозы — по зимникам, накатанным тралами-лесовозами. И в участковой больнице принимала чуть не круглосуточно пострадавших: раны от пилы зашивала, сломанные кости лесорубам, водителям, которым тоже доставалось – то бревном придавит, не удержавшимся в плети, вправляла, чтобы срослись без последствий, и мужики остались добытчиками для семей. И от обморожения спасала. Приходилось останавливать и внутренние кровотечения, и роды принимать, и кесарево сечение выполнять.
Там, в краю озер, закатов и восходов невиданной красоты, встретила доктор свою любовь.
— Я просто вижу эту картину, как моя строгая мама отчитывает на совещании руководителей лесопилок и бригадиров заготовителей за высокий травматизм, — рассказывает Наталья Юрьевна. – И больше всех всегда доставалось папе – начальнику лесопилки Юрию Федотову. Мол, почему это у него самый высокий травматизм. Тот недоумевал: и чего это доктор к нему придирается больше, чем к другим? А однажды сам к ней в руки попал с травмой – тут уж она и лечила его, и воспитывала, а потом – замуж за него вышла. Не сразу, конечно. Папа вспоминал, как на танцах к доктору уже после травмы подошел, хотел пригласить. А она ему: «Я с больными не танцую!». И ушла. Характер.
В сентябре 1968 года Любовь Ивановна с мужем и двухлетней Наташей приехали в Ростов, хотя предложений весьма заманчивых в Петрозаводске и Юрию Петровичу, и Любовь Ивановне делали немало. Но случилось так, что ее мама заболела и вскоре умерла, отцу нужна была поддержка.
— Вернувшись в Ростов, мама пришла в медицинский институт – закончила ординатуру, и в итоге осталась работать в РОДМИ – «родном и милом», так студенты и вышедшие из его стен специалисты мединститут называли, по-своему трактуя аббревиатуру, — говорит Наталья Юрьевна.
-
-
В сентябре 1968 года Любовь Ивановна вернулась в Ростов-на-Дону и поступила в ординатуру на кафедру хирургических болезней РГМУ. Спустя три года уже работала врачом-хирургом в Центральной городской больнице (ЦГБ) Ростова. Но без науки медицина для уже опытного врача не была такой захватывающей, а потому в 1975 году Любовь Ивановна вернулась ассистентом в родную альма-матер, в то время именовавшуюся Ростовским ордена Дружбы Народов медицинским институтом (РОДНМИ), на кафедру хирургических болезней. Много лет проработала ассистентом на кафедре профессора Александра Васильевича Шапошникова. За почти 20 лет в мединституте Любовь Ивановна Федотова спасла жизнь сотням ростовчан, обучила сотни студентов, написала ряд научных статей, защитила под руководством профессора Партеха Макаровича Шорлуяна диссертацию на тему «Острый панкреатит и нарушения определенных сторон азотистого обмена» (1977), участвовала в разработке многочисленных методических пособий по хирургии для врачей, повышающих свою квалификацию.
В 1994 году Любовь Ивановна стала начальником медико-санитарной части Ростовского завода гражданской авиации №412. Данный период ознаменовался организацией не только лечебной, но и профилактической работы, особенно среди работников вредных профессий. В 2016 году ушла с этой должности на заслуженный отдых в окружении любящих мужа, дочери, внуков и правнуков.
За годы работы награждалась многочисленными грамотами и благодарственными письмами руководителей лечебных учреждений, а также главы Первомайского района города Ростова-на-Дону (2015).
Фотографий в семье было много, а вот первые записи сделаны дочерью Натальи Юрьевны – Аленой Александровной Зеленской, журналисткой.
Она воспроизвела и выбранный бабушкой классический девиз медиков, которому всю жизнь следовала Любовь Ивановна: «Светя другим, сгораю сам!». И то, как она характеризовала свою любимую хирургию: «Тяжелый труд, соленый пот, железные нервы и большая ответственность. Потому что от твоих знаний и точных движений пальцев зависит жизнь людей». Так жизнь и дела старшего поколения сохранятся для внуков, правнуков. В династии этому придается особое значение. Потом и Наталья Юрьевна написала рассказ-воспоминание об учителе своей мамы — профессоре Партехе Макаровиче Шорлуяне, которого видела ребенком и воспринимала как доброго великана в белом колпаке. Он и называется «Маленькая Наташа и великаны». В сборник, изданный к столетию профессора, вошли другие воспоминания его многочисленных учеников.
-
-
Дочь главы династии Наталья Юрьевна Зеленская — заведующий консультативно-поликлиническим отделением клиники Ростовского медицинского университета, врач высшей квалификационной категории. Общий медицинский стаж работы составляет 30 лет.
По «заведенной в семье традиции», с первой попытки в медицинский университет не поступила. Вуз словно испытывал женщин на твердость характера и упорство в достижении цели. Год Наталья Федотова усердно готовилась с повторному поступлению и исследовала коридоры будущего места учебы с ведром и тряпкой, работая санитаркой. В 1991 году окончила Ростовский ордена Дружбы народов медицинский институт по специальности «лечебное дело», а следом — одногодичную интернатуру по акушерству и гинекологии.
— Но в Ростове по этой специальности устроиться на работу было просто невозможно. Тогда мамуля решительно сказала: «Переучивайся на хирурга!». Я прошла профессиональную переподготовку по хирургии. Но когда надо было уже пациентов принимать, стало страшновато. Теперь-то я понимаю логику своих эмоций. По гинекологии у меня была интернатура, я многое знала и умела, на уровне поликлиники чувствовала себя уверенно. А вот с хирургией – совсем другое дело. Ведь мой ориентир в этой профессии – мама. И первое, что я впитала с детства – ее ответственность за каждого пациента. Она 35 лет простояла за операционным столом. Коллеги – мужской коллектив, женщин хирургов в 70-ее годы было мало – 5-6 по городу. И мама была вся в хирургии. Нам говорила, когда мы сетовали на то, что мало ее видим: «Не обижайтесь, моя работа — это и есть моя жизнь. Я об этом мечтала, я этого добилась». Спасибо папе, который брал на себя львиную долю домашних забот. И в моем понимании, если быть хирургом, то только таким, как мама. Но ее профессиональная планка очень высока, ее знания и опыт — обширны, я внутренне боялась ее недовольства, если что-то пойдет не так.
И что сделала мама? Она взяла отпуск и провела его в моем рабочем кабинете. Сидела напротив, как медсестра. Наверное это был самый счастливый – если говорить о профессии – месяц моей жизни. Я понимала каждый ее легкий кивок, чувствовала ее поддержку, ее теплый взгляд мне говорил: «Не бойся, я с тобой». Мы вместе принимали и слушали пациентов, вместе их осматривали, вместе делали перевязки. Но когда я работала самостоятельно и обращались люди после тяжелых операций, с серьезными травмами, я смотрела на них, а у меня прямо сердце трепетало. Дома рассказываю маме о своих переживаниях, она решала проблему просто: «Назначай сложных на вторую смену, я к тебе после работы приду». И «отдыхала» у меня в перевязочной – обрабатывала раны, что-то там подрезала. Наступил момент, когда я поняла, что уже и без нее все сделала бы также, страх прошел, появилась уверенность, а с ней — и радость от выполненной работы.
-
-
Врачом-хирургом в ЗАО «Донмедсервис» Наталья Зеленская (по мужу) проработала до ноября 1999 года. Потом перешла хирургом в ростовскую городскую поликлинику №1. Одновременно совмещала основную работу с работой врачом ультразвуковой диагностики медсанчасти Ростовского завода гражданской авиации №412.
Не осталась Наталья Юрьевна и в стороне от науки, так любимой в их семье. Её публикации печатались в сборнике научно-практических работ «Актуальные вопросы хирургии» и сборниках статей конференций.
В поликлинике за пять лет прошла путь от рядового хирурга до заместителя главного врача по медицинской части. Именно в этой должности, которую она занимала с 2004 по 2023 год, раскрылся главный талант Натальи Юрьевны — она оказалась замечательным организатором здравоохранения.
— Неожиданно для меня заведующая поликлиникой предложила мне новую должность — начмеда: «Ты умеешь с больными общаться, думаю, у тебя в этой должности все получится». Меня новая работа заинтересовала. Чтобы дойти до сути, целый год практически каждый день приходилось разбираться с делами и бумагами до позднего вечера. И в итоге 20 лет начмедом проработала в первой поликлинике. Но есть особое притяжение у родного вуза – с 2023 года я здесь.
Третье поколение династии — Юрий Александрович Зеленский: внук Любовь Ивановны, врач-стоматолог-ортопед. Общий стаж работы — 8 лет.
Выбор делал между профессией актёра и призванием врача. В 2015 году Юрий окончил Ростовский медицинский университет по специальности «врач-стоматолог». Сразу прошел профессиональную переподготовку по специальности «стоматология ортопедическая» и годичную интернатуру по стоматологии общей практики. Три года проработал в Ростове, а с 2019 года живёт и работает в Москве. Начинал со стоматолога в районной поликлинике, потом его увлекла гнатология.
— Он так горячо объяснял мне, насколько это направление важно, как часто люди не знают, что многие их проблемы связаны с аномалиями височно-челюстного сустава, и идут к терапевту, а не к врачу-гнатологу, — вспоминает Наталья Юрьевна. – И теперь он ортопед-гнатолог в стоматологической клинике «Ортодонт-Сити».
Она гордится сыном, для нее самое главное не то, что он в столице востребован. А то, что науку бабушки воспринял, ее наставления и хочет помогать людям.
— Врачевание у нас в крови, — делает вывод Наталья Зеленская.
Дедушки Натальи Юрьевны – казака Ивана Петровича Семисотова — не стало, когда ему исполнилось 80 лет.
— После его ухода интересное обстоятельство открылось. Оказывается, он лекарем был, народ настоями трав лечил. Особенной популярностью пользовался его рецепт от мужского бессилия. Еще долго народ в наши двери стучал, — говорит Наталья Юрьевна. – Получается, что хоть и без образования медицинского был дедушка, а склонность к врачеванию имел, был человеком сострадательным, потому и людям помогал.
Общий медицинский стаж династии Федотовой-Зеленских 96 лет. Для этой семьи династия — это своеобразная лестница — от бабушки до внука, где на каждой ступени находятся кровные родственники, избравшие одну профессию и чувствующие огромную ответственность перед собой и друг перед другом за здоровье людей, за свой выбор.
И каждый год, каждый день жизни врачей этой семьи посвящен служению своей профессии. А значит — служению людям.