В клинике Ростовского медицинского университета удалили гигантскую щитовидную железу, которая подобно удаву сжимала горло мужчины.
Времени на то, чтобы жить и дышать, оставалось совсем немного – просвет в гортани был микроскопическим. Увеличенная щитовидная железа гигантских размеров окутала трахею со всех сторон. Без операции через одну-две недели ситуация превращалась в безвыходную. Ещё был получен и отказ в ней в двух медицинских учреждениях.
В норме у мужчин объем щитовидной железы до 25 кубических сантиметров. У женщин – до 18. А у нашего пациента ее объем составлял 260 (!!!) кубических сантиметров. Более чем в 10 раз больше нормы, — комментирует ситуацию доцент кафедры хирургических болезней №1, кандидат медицинских наук Станислав Викторович Лукьянов. — Поперечное сечение трахеи было сужено до 6 миллиметров. И очень скоро и этого просвета бы не осталось. Человек был измотан, измучен, он погибал.
А житель станицы Кировской Кагальницкого района Ростовской области Александр Анатольевич Бабушкин, несмотря на плохое самочувствие, не осознавал всей опасности ситуации, и того, что его жизнь — под угрозой.
Несколько месяцев назад ему — молодому крепкому 34-летнему мужчине, который не боялся тяжелого физического труда – сам построил дом для семьи, стало трудно дышать. Местные врачи не могли найти причины такого состояния. Предполагали осложнение после ангины, которой он переболел в апреле нынешнего года в очень тяжелой форме.
Меня всё время что-то душило. Спал сидя, не мог пройти без остановки и 50 метров. Изнуряла постоянная слабость, сонливость. Начал пропадать и без того осипший голос. Не мог глотать твердую пищу, — вспоминает весь ужас последних нескольких месяцев Александр Анатольевич. – Но за операцию никто не брался. Мне её даже не предлагали! После УЗИ и сдачи анализов в крупном медицинском учреждении, мне выписали таблетки и назначили очередной прием через два месяца (!). Но от приема таблеток толку не было. С каждым днем становилось всё хуже.
Семья стала искать, как принято говорить в народе, «грамотного доктора». Тот экстренно направил Бабушкина к хирургам в Ростовский медуниверситет. Через неделю после приема у хирурга Лукьянова, пациента прооперировали.
Через полтора часа после операции – только отошел от наркоза – я уже пил воду, через два – наконец-то нормально поел. Мог нормально говорить! И почувствовал, что заново родился на свет, — улыбается счастливый Бабушкин.
Как рассказал главный оперирующий хирург Станислав Лукьянов, в двух лечебных учреждениях пациенту клиники РостГМУ фактически отказали в операции. Всё дело в том, что операции по удалению щитовидной железы чреваты очень серьезными рисками для пациента.
А наш случай – особенный. Трахея, зажатая железой, размягчается, на ней образуются своего рода пролежни, и во время операции, когда железу буквально приходится отдирать от трахеи, может произойти ее разрыв. И тогда придется устанавливать трахеостому, — говорит хирург. — Но трахеостома не понадобилась. Другие возможные осложнения – повреждение возвратного нерва, из-за чего у пациента может возникнуть осиплость голоса и повреждение паращитовидных желез. Избежать осложнений можно только при минимальной кровопотере — так как поле операции совсем небольшое, а кровь может закрыть видимость необходимых участков.
Еще один особенный момент — из-за сужения трахеи наркоз пришлось вводить с помощью эндоскопа. В состав операционной бригады включили врача-эндоскописта, который и ввел трубочку в щель диаметром 6 миллиметров, находящуюся в глубине гортани. Это очень сложная манипуляция.
Операция длилась больше трех часов. И свою роль безусловно сыграло наличие специальных инструментов – электроножей, гармонического скальпеля, электрокогуляционного оборудования – оно минимизирует риски кровотечения. Весь этот ультрасовременный набор, которым обеспечены хирурги Ростовского медицинского университета позволяет филигранно выполнять сложнейшие манипуляции с минимальными рисками для пациентов. Без такой аппаратуры выполнить успешно подобную операцию невозможно, — подчеркивает Станислав Лукьянов.
И, конечно, добавляет он, ключевым стало отточенное мастерство всех членов операционной бригады — хирурга, ассистента кафедры хирургических болезней № 1, кандидата медицинских наук Карины Михайловны Бликян, анестезиолога Жанны Александровны Руденко, хирурга Полины Владимировны Коноваленко, эндоскописта Андрея Владимировича Скуратова. Это и определило успех дела.