Доктору медицинских наук, профессору кафедры кожных и венерических болезней РостГМУ Виктору Андреевичу Гребенникову 1 ноября исполняется 80 лет.
В интервью Медиацентру РостГМУ Виктор Андреевич рассказал о том, как и где трудился, у кого учился, чего добился в жизни.
Из нашего досье:
Исследования профессора Гребенникова посвящены изучению патогенетической роли физиологически активных веществ при дерматозах и совершенствованию их терапии, также микологии, санаторно-курортному лечению дерматозов. В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию, в 1978 году докторскую диссертацию.
Подготовил 17 кандидатов медицинских наук, 1 доктора медицинских наук. Виктор Андреевич Гребенников является автором более 270 научных работ.
Под его руководством и при непосредственном участии проведены работы по углублению знаний о патогенезе самых тяжелых дерматозов у взрослых и детей, разработаны и усовершенствованы новые методы лечения, чему посвящено 10 изобретений и столько же рацпредложений.
Виктор Андреевич родом из Волгоградской области, из села Рудня, что в верховьях реки Медведицы, из крестьянской семьи. Школу закончил с серебряной медалью. Потому и медицину выбрал не сразу, перед ним все двери были открыты. Наметил несколько вузов и первым делом замахнулся на МИФИ.
Посмотрел задачи по физике, которые мне прислали, и понял, что этот вуз и близко не для меня, очень сложно, — вспоминает профессор. И в этом сразу угадывается его практичный подход к жизни – ставить для себя посильные задачи. Медицинский институт выбрал тоже по этому практичному принципу: дело нужное – людям помогать. Посчитал профессию настоящей мужской работой.
Закончил Волгоградский медицинский институт в 1966 году с отличием. И очень повезло по жизни, что нашел своего учителя. Профессор Киевского медицинского института Иван Иванович Потоцкий руководил его обеими диссертациями. И заодно науку жизни преподал: «Надо сначала уехать далеко от Центра, а потом вернуться туда, где тепло».
После защиты кандидатской диссертации Виктор Андреевич отправился на Алтай — в Барнаул.
У меня семья к тому времени была. В Сибири и квартиру дали, и подъемные, и работа ассистентом кафедры оказалась интересной, настоящей, — вспоминает те годы юбиляр.
А когда докторскую диссертацию готовил, пришлось еще дальше уехать – в Читу. В то время в доктора наук проходили только заведующие кафедрами. А поскольку Гребенников все делал основательно, то о его кандидатской по псориазу коллеги были наслышаны, и статьи, которые публиковал, готовясь к защите докторской диссертации по нейродермиту, тоже вызвали интерес в кругу дерматологов.
В общей сложности на «уехать далеко» у Гребенникова ушло целых тринадцать лет, за которые он защитил докторскую диссертацию и стал крупным специалистом в своем деле. И хотя по поводу быта наш народ не очень страдал, но в Чите жили скудно.
В магазине, что наискосок от нашего дома, всю холодную зиму торговали картошкой и бараниной. А баранина – тощак. Этим и питались, — констатирует Андрей Викторович Гребенников. — С овощами и фруктами – проблема. Пришла пора возвращаться в тепло.
Выбор пал на Ростовский медицинский институт, где ректором в то время был Николай Николаевич Каркищенко. По конкурсу прошел в заведующие кафедрой кожных и венерических болезней, которой руководил 38 лет — с 1982 года по ноябрь 2020.
Как вы выбрали профессию дерматолога? Чем она вас привлекла?
Раскрыли красоту и важность дерматологии люди, которые работали в этой профессии, которые меня учили. Но вы представьте: кожа человека, ее элементы, размеры элементов, окраска, рельеф, консистенция. А потом — диагноз. Это же очень красиво, и как это нужно людям – ведь зачастую самые элементарные кожные заболевания доставляют им гораздо больше моральных страданий, чем серьезные внутренние болезни.
Каким был ростовский этап вашей работы? Что удалось сделать?
Я старался создать свою школу, у меня много учеников, подготовил 17 кандидатов и одного доктора наук, написал восемь книг. У нас в городском и областном диспансерах главные врачи были мои диссертанты. Сейчас в университет на кафедре кожных и венерических болезней и на кафедре повышения квалификации – подготовленные мной руководители.
Удалось что-то сделать, чтобы облегчить жизнь людям с псориазом и нейродермитом?
В нашей науке все собирается и делается по крупицам. Есть качественные шаги вперёд по механизмам этих болезней, по способам лечения. Еще мной впервые написана книжка, таких книг вообще не было никогда — «Лечение заболеваний кожи на курортах Урала, Сибири, Дальнего Востока». Там замечательные курорты есть. Вот моя первая работа посвящена такому замечательному курорту – «Лечение кожных заболеваний на озере Большое Яровое». Кулундинская степь огромная. И в этой степи замечательное озеро, оно ничем не уступает, скажем, Мёртвому морю, о котором мы столько много слышали. Это озеро в Алтайском крае. Я внёс туда такой научный компонент – усовершенствование лечения: оценивали химический состав лечебных факторов, так называемая рапа – насыщенные солевые растворы. Что касается механизма курортного лечения здесь скорее так: организм из этих солей выбирает то, что ему нужно. Один из разделов называется «Рекомендации больному на дом» — как усилить этот эффект, который получил на озере, что нужно делать дальше.
Есть и изобретения. Серия средств, обладающих противогрибковым действием. Мы синтезировали новые средства, которые обладают противогрибковым действием. Таких наших предложений было около десятка.
Из чего складывались дни вашей жизни?
Из трёх компонентов: лечебная работа, потому что здесь всегда был стационар и сейчас есть, и надо лечить пациентов. Второй компонент – это учебная работа. Сегодня практическое занятие, а завтра я лекцию читаю. А третий компонент – научная работа. Один из наших корифеев Сеченов говорил: как бы не была привлекательна идея преподавательского без научного, она и не светит, и не греет, а только блестит. Научное без преподавательского, по крайней мере, светит. А преподавательское без научного бесплодно. То есть преподавать нужно человеку, который сам проводит какие-то исследования, чтобы быть в хорошей форме.
А дни не сливались один в один?
Ну, конечно, нужно и терпение. А как пастушок, который день за днём выгоняет коровок? У него что так много разнообразия? А как у нас на Ростсельмаше стоит человек на конвейере и выполняет три операции, три гаечки крутит. Но его согревает то, что конечный продукт купит 30 стран мира.
Что, по вашему, приведет к успеху обязательно?
Только повседневный методичный труд. Только такого человека может посетить большая удача, который ищет что-то на своем пути. Один ищет, другой ищет, третий ищет, и когда много людей – ученых, к примеру, что-то ищут, один обязательно находит что-то большое и важное для всего человечества. А если не будет массы искателей, то не будет и гениев. И еще надо быть примером для своих студентов. Я у многих пациентов забирал кожу для изучения. И у студентов брал. Но для того, чтобы иметь право это делать, я и сам сдал кожу два раза. У меня на обеих руках рубцы есть. Растирали эту кожу, вводили в реакции химические и те или иные ингредиенты оценивали.
А вы никогда не страдали ревностью в науке?
Соревновательность в науке – это естественно, как в спорте. Наука она подобна спорту. Выходя на дистанцию, каждый спортсмен, стремясь к победе, должен быть готов и к поражению. Не падая при этом духом, а готовясь к последующим стартам. А как иначе?
Какие старты у вас впереди?
Я стремился, чтобы у меня каждую пятилетку были две защиты диссертации и одна монография. И всегда старался быть активным в лечебном деле, в педагогическом и в науке иметь подвижки. Для студентов быть примером, чтобы они «глаз положили» на дермато-венерологию, чтобы их впечатлила эта наука.
Коллектив РостГМУ поздравляет Виктора Андреевича Гребенникова с 80-летием. Желает здоровья, долгих лет жизни и творческой работы в науке.