В Ростовском государственном медицинском университете Минздрава России хорошо помнят всех, кто стоял у истоков развития высшего медицинского образования на Дону. Одним из основоположников здравоохранения был пионер рентгенологии в Ростове Соломон Яковлевич Зельцер.
Соломон Яковлевич родился 14 июня 1870 года в Ростове. Окончив местную гимназию, поступил на медицинский факультет Харьковского университета, после окончания которого три года работал земским врачом на Харьковщине. В 1899 году вернулся в Ростов и поступил на службу в Николаевскую городскую больницу сверхштатным ординатором. Впоследствии он принял заведование инфекционным отделением.
Ещё на земской службе Зельцер начал научно-исследовательскую деятельность. В тот период он наблюдал четыре случая весьма редкого заболевания внезапной непреодолимой сонливости. Работа начинающего клинициста была доложена на заседании Общества врачей Ростова и Нахичевани-на-Дону и напечатана в журнале «Врач» за 1901 год.
Избрав своей специальностью педиатрию, Зельцер в 1905 году поехал в Вену для совершенствования. Изучал преимущественно детские заразные болезни и новые способы их лечения. Результаты исследований были изложены на Областном съезде врачей в Ростове и опубликованы в 1906 году в его «Трудах».
Ростов по своему географическому положению и санитарному неблагополучию принадлежал к числу городов, где для развития холеры, охватившей европейскую часть России в конце XIX века, сложились все условия. Очередная её вспышка в 1910 году по своему масштабу и количеству жертв превзошла все предыдущие, даже эпидемии 1907 и 1908 годов, когда скончались 1 132 человека.
Зельцер прекрасно понимал, что распространению эпидемии способствует недоброкачественная вода. Выступлениями в местной газете и на заседаниях думы Соломон Яковлевич добился от городского управления устройства фильтров и улучшения водоснабжения Ростова.
Организаторские способности Зельцера нашли применение в 1911 году, когда главному врачу Николаевской городской больницы, хирургу, доктору медицины, бывшему доценту Военно-медицинской академии Николаю Васильевичу Парийскому удалось добиться ассигнований на организацию в больнице рентгеновского кабинета. Оборудование кабинета и работа в нём были поручены Соломону Яковлевичу.
Центром, который обслуживал Ростов медицинской помощью высокой квалификации, был ближайший университетский город Харьков. Туда, в случае надобности, ростовские врачи посылали своих пациентов на консультацию по вопросам диагностики, и на рентгенодиагностику в частности. В Харькове в это время уже действовали два рентгеновских кабинета: один при Николаевской городской больнице, другой при кафедре общей патологии университета, которыми руководил их организатор Сергей Петрович Григорьев, изучавший рентгенологию в Берлине. Он и преподал Зельцеру основы теории и практики новой науки, которые тот потом совершенствовал в Москве и Санкт-Петербурге.
Вернувшись в Ростов, Соломон Яковлевич оборудовал и открыл в городской больнице первый в области рентгеновский кабинет и долгое время оставался единственным в городе рентгенологом, обслуживавшим потребности и больницы, и частнопрактикующих врачей.
Когда в Ростов был эвакуирован Варшавский университет, клиникам медицинского факультета предоставили павильоны городской больницы. Рентгенологический кабинет был придан кафедре теоретической хирургии, которой заведовал Пётр Иванович Бухман. С началом занятий в университете при кафедре был открыт факультативный курс рентгенологии, ведение которого поручили, естественно, Зельцеру.
В начале 1920-х годов Центральный клинический рентгенологический кабинет был передан Ростовскому облздравотделу и стал самостоятельным учреждением — областным рентгенологическим институтом. Во главе его остался профессор Бухман, а в штате его по-прежнему работал Зельцер и его ученики.
В 1929 году у 3ельцера обострился туберкулёз лёгких. Он стал постепенно терять зрение (развивалась двухсторонняя профессиональная катаракта) и в расцвете сил вынужден был оставить практическую работу. В 1930 году Соломон Яковлевич ушёл на пенсию. Но незадолго до этого ему удалось добиться лицензии на получение из-за границы аппарата SRV, первого и долгое время единственного в Ростове для глубокой терапии.
Зельцер не перестал работать и на пенсии. В частности, закончил давно начатый труд «Физические основы рентгенологии». Это было если не первое, то одно из первых руководств по физике рентрентгеновских лучей на русском языке. Война помешала изданию книги, сохранился лишь единственный экземпляр в машинописи с поправками и пометками автора.
В 1943 году Соломон Яковлевич Зельцер, вернувшись из эвакуации, поселился в Москве.