Первый в этом семестре мастер-класс «Школы клинициста» на тему «Коронарогенные и некоронарогенные заболевания у пациентов молодого возраста» вызвал большой интерес у ординаторов, обучающихся по специальностям кардиология, терапия, сердечно-сосудистая хирургия, общая врачебная практика (семейная медицина), а также у сотрудников соответствующих кафедр подготовки.
С апреля прошлого года в РостГМУ на регулярной основе стала проводиться «Школа клинициста» — занятия с учебными ординаторами в формате разбора сложных для диагностики и лечения пациентов.
Данная форма занятий со студентами, клиническими ординаторами и врачами не нова и восходит своими корнями к традициям отечественного медицинского образования, при котором фокус образовательной деятельности был направлен на непосредственное обучение у постели больного. Время вносит свои коррективы, дистанционные технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь. Они сделали образовательный процесс более доступным, позволили врачам получать знания без отрыва от производства, участвовать в вебинарах, конференциях, съездах, как говорится, «не выходя из ординаторской».
Но то, что хорошо для специалистов с определенным стажем и квалификацией, то не совсем применимо для молодых врачей, клинических ординаторов, студентов. В период пандемии дистанционные технологии позволили учебному процессу «выжить», не прерываться и сохранять высокий образовательный потенциал. Задача сегодняшнего дня – восполнить дефицит обучения у постели больного.
— Обучение в ординатуре призвано оттачивать клиническое мышление и логику, расширять профессиональный кругозор, развивать врачебную интуицию, а все это лучше делать на примере конкретных клинических случаев, — подчеркнула на открытии школы декан факультета послевузовского профессионального образования, доктор медицинских наук Ирина Алексеевна Хрипун. — В клинике нашего университета и на его базах сосредоточены лучшие медицинские силы, которые щедро делятся своим опытом с ординаторами. Традиционно, конкурс в ординатуру всегда высок, а такие специальности, как «терапия», «кардиология» являются одними из самых востребованных. И этот год не стал исключением.
По специальности «терапия» на четырех кафедрах университета сегодня обучаются 36 ординаторов первого года обучения, еще 19 готовятся стать кардиологами, 21 — врачами общей практики. Клинические случаи, которые рассмотрены в «Школе клинициста», представляют интерес для врачей многих специальностей.
«Школа клинициста» — это не только мастер-класс, дающий возможность молодым докторам различных специальностей увидеть сложные, интересные клинические случаи. Это, прежде всего, междисциплинарный консилиум, позволяющий обсудить диагностическую и лечебную тактику в случаях, когда у пациента имеется сочетание нескольких патологий, т.н. коморбидность. Приметой времени является «омоложение» многих заболеваний, а традиционно встречающаяся в старших возрастных группах сочетанная патология стала регистрироваться во все в более молодом возрасте. Рассматриваемые в ходе «Школы клинициста» случаи на тему «Коронарогенные и некоронарогенные заболевания у пациентов молодого возраста» еще раз актуализировали проблему раннего развития сердечно-сосудистой патологии и вызвали большой интерес у ординаторов, обучающихся по специальностям «кардиология», «терапия», «сердечно-сосудистая хирургия», «общая врачебная практика (семейная медицина)», а также у сотрудников кафедр и клинических отделений РостГМУ.
Надо сказать, что клинические случаи, подготовленные и доложенные ординаторами кафедры терапии с курсом поликлинической терапии, отличаются и сложностью постановки диагноза, и тяжестью самих пациентов. Первый случай: пациент, перенесший острый распространенный инфаркт миокарда в 32 года, причиной которого стала спонтанная диссекция коронарной артерии. Второй случай: пациент с развитием в 40 лет весьма пессимистичного по прогнозу заболевания – дилатационной кардиомиопатии, которая ведет к расширению полости сердца, нарушению кровообращения и нарастанию сердечной недостаточности.
Ординаторы Сергей Отруцкий (специальность – «терапия»), Алексей Савченко и Вероника Новак (специальность «кардиология») под руководством доцентов Екатерины Викторовны Хоролец и Миланы Камиловны Ахвердиевой детально вникли в историю жизни, анамнез, динамику клинико-лабораторных и инструментальных данных рассматриваемых пациентов. Все это время они находились в тесной взаимосвязи с врачами тех клинических отделений, где проходили течение пациенты и где им, можно сказать без преувеличения, спасли жизни. На всех этапах подготовки большую помощь оказывали Отделение кардиологическое с палатой реанимации и интенсивной терапии Центра кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии РостГМУ врач высшей категории Игорь Витальевич Иванов и Евгений Васильевич Растеряев.
— Мы готовили этот доклад целый месяц, старались подойти к заданию не формально. За пациентами наблюдали все время, которое они находились в стационаре. Потом анализировали документацию, общались с лечащими врачами, родственниками больных, — рассказал ординатор первого года обучения Сергей Отруцкий. – Эта работа расширила наше понимание по поводу возможных осложнений, которые могут возникнуть, если вовремя не начать лечение.
По ходу презентаций, насыщенных видеороликами (коронароангиография), наглядными данными, ординаторы делились с будущими коллегами своими диагностическими версиями и выводами, сделанными на разных этапах диагностики и лечения.
— Для меня важно было рассматривать клинические случаи в разрезе современных представлений о диагностике, дифференциальной диагностике, тактике терапии рассматриваемых заболеваний — говорит представившая теоретическую часть мастер-класса ординатор Вероника Новак. – Важен сам этап подготовки, работа с дополнительными источниками, получение не абстрактных теоретических знаний, а знаний, применимых к конкретным людям, которые молоды и которые хотят жить…
— Мы поняли, насколько важно при ведении таких пациентов работать в команде, — подчеркнул ординатор по специальности «кардиология» Алексей Савченко. — Мульти дисциплинарный подход дает больший эффект, когда специалисты разного профиля оценивают результаты лечения и состояние больного.
Не менее важно, что ординаторы находятся в постоянном контакте и с пациентами, и с их родственниками.
— Когда ординаторы поддерживают их, объясняют, насколько важна для борьбы с тяжелым недугом забота близких людей, они не только теорию проходят. Это – школа жизни, этики и деонтологии, — подчеркнула доцент Екатерина Викторвона Хоролец, курирующая ординаторов кафедры.
— Клинические разборы – это то, на чем зиждется формирование клинического мышления. Клинические среды, аспирантские субботы, по-разному можно назвать данный формат. Мы называем — «Школа клинициста», — говорит доцент кафедры терапии с курсом поликлинической терапии Милана Камиловна Ахвердиева. – В аудитории «Большой терапии» не одно поколение врачей слушало, внимало словам корифеев. Здесь и я слушала лекции великого терапевта, одного из моих учителей, профессора Бориса Ивановича Воробьева. На каждой лекции он демонстрировал нам пациента с тем или иным заболеванием, сообразно тематике лекции. У нас работали все виды памяти – зрительная, графическая, ассоциативная. Прошли годы, и я с благодарностью вспоминаю учителей, которые научили меня мыслить клинически, обращать внимание на детали, видеть главное.
Следующая «Школа клинициста» состоится в ноябре. Докладчики уже готовятся. Приглашаем принять участие в клинических разборах всех ординаторов. О дате и времени сообщим дополнительно.