На факультете послевузовского профессионального образования РостГМУ запущен новый проект «Школа клинициста». В нем ординаторы будут ставить диагнозы, назначать лечение пациентам методом «мозгового штурма».
Задача проекта – повысить уровень практических знаний ординаторов, развить клиническое мышление, навыки врачебной коммуникации, расширить профессиональный кругозор.
Декан факультета послевузовского профессионального образования, д.м.н. Ирина Алексеевна Хрипун предложила новый формат обучающих семинаров с участием ординаторов разных кафедр и специальностей для решения проблем сложных коморбидных пациентов.
Первое занятие готовилось и проводилось силами кафедры эндокринологии с курсом детской эндокринологии, которую возглавляет профессор, д.м.н. Сергей Владиславович Воробьев. Активное участие в подготовке проекта принимали доцент этой кафедры эндокринолог к.м.н. Наталия Александровна Кузьменко, ординаторы Алина Андреевна Иванова и Ламара Георгиевна Шерасова.
Особая благодарность организаторов — доценту кафедры гастроэнтерологии, к.м.н. Елене Николаевне Бутовой: ее авторству принадлежит один из разобранных на семинаре клинических случаев.
На самом деле, клинические разборы – это далеко не новый формат, а давно забытый, но столь важный и необходимый для подготовки практикующего врача. Одна из задач проекта — познакомить и объединить ординаторов, которые на разных кафедрах занимаются одними проблемами. Но не просто наладить контакты, а научить вести дискуссии, познакомиться с наработками и опытом коллег, предложить что-то свое, — говорит Ирина Алексеевна Хрипун. — Ведь у каждой кафедры свои базы, со своей спецификой патологии и пациентов, с проблемами которых им придется работать в недалеком будущем. И посещая семинары, решая совместно ординаторами и преподавателями разных кафедр определенные задачи, будущие доктора познакомятся с редкими клиническими случаями, которых не было в их практике. Они же должны в ходе семинаров научиться свою позицию выразить точными медицинскими терминами, чтобы их поняли коллеги в том сообществе, в которое они придут работать через год-два. Молодым врачам очень важно уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения, брать на себя ответственность за принятое решение.
По проекту основной акцент мастер-класса — на практику и разбор редких клинических случаев, которые не вписываются в стандарты. К ним будущие доктора должны быть готовы.
Как говорят мудрецы: «Хочешь изменить мир – начни с себя», именно поэтому первый мастер-класс «Школа клинициста» был проведен кафедрой эндокринологии.
Верная позиция: в большинстве случаев в основе работы врача не должна быть какая-то механистическая история, а обязательно присутствовать истинное клиническое мышление. Очень важно, чтобы скрещивались мнения разных специалистов, диалог был мультидисциплинарный и все посмотрели на проблему с разных сторон, где каждый высказал свою точку зрения. Только такой подход может заставить мозг мыслить не исключительно по стандартам, которые прописаны, а шире смотреть на проблемы пациентов, которых они встречают в клинике, — так объяснил стратегию проекта его первым участникам заведующий кафедрой эндокринологии с курсом детской эндокринологии, профессор, д.м.н. Сергей Владиславович Воробьев.
Но какой бы полезной не была идея, эффект от ее реализации во многом зависит от того, насколько семинар будет интересен участникам. И этот момент в проекте предусмотрен.
Профессор Воробьев сразу определил личную ответственность ординаторов.
Уникальность этих случаев заключается в том, что это — не придуманные ситуации. За каждой — живые люди, срок жизни которых будет определяться той тактикой, которую сегодня мы с вами для них изберем. И наша цель — предложить конкретное решение, сделать прогноз по тактике ведения пациента.
Сам семинар задуман по подобию квеста. Есть интрига — каждый клинический случай подается, как история из жизни. Первый — под названием «Красота требует жертв», что сразу позволило ординаторам сделать вывод: стремление пациентки выглядеть эффектно, нанесло серьезный вред здоровью.
…Молодая еще женщина — немногим старше 45 лет, обратилась в эндокринологическое отделение клиники РостГМУ с жалобами на судороги, тревожность, ухудшение общего состояния, увеличение массы тела.
О том, какая помощь ей была оказана, какой диагноз уточнен, какой — под вопросом, доложил «лечащий врач» — эндокринолог. Свое мнение высказал и гастроэнтеролог, показав ситуацию с совершенно неожиданной стороны. Пришла очередь подумать над проблемой и ординаторам. А затем — интерактивное голосование в Телеграмм, где все участники сразу видят, кто дал правильные, кто — неправильные ответы.
Следующий семинар для врачей терапевтических специальностей будут проводиться в мае. Каждый месяц ординаторы будут повышать свою квалификацию, причем, по всем специальностям, а не только по той, по которой конкретно проходят обучение. Одна кафедра берет на себя подготовку, остальные – гости с правом голоса.
Но очень важно, чтобы данный проект поддержали кафедры разных специальностей – кафедры хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, неврологии, травматологии и т.д., вовлекая в заседания врачей смежных специальностей. Ведь чем больше мнений, тем шире кругозор ординаторов, и лишь в диалоге рождается истина.