13.05.2019г. в колледже ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России куратором преподавателем Михайленко Н.В. был проведен открытый кураторский час для студентов 1 курса специальности СПО 33.02.01. Фармация (базовый уровень среднего профессионального образования) очная форма обучения на тему: «Трудности адаптации первого года обучения. Работа над ошибками».
Для проведения открытого кураторского часа была подготовлена методическая разработка для преподавателя, студентами подготовлены эссе и презентации по теме.
Цель проведения кураторского часа – выявление проблем адаптации первокурсников специальности 33.02.01 Фармация, задачи – обсуждение итогов, с которыми обучающиеся подходят к летней сессии, мотивация обучающихся на преодоление трудностей и достижение лучших результатов по итогам 1 курса, коррекция педагогических приемов работы с конкретными обучающимися и группой в целом.
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, неготовностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация обучения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и однокурсниками.
Во время кураторского часа, который был проведен в форме дружеского диалога студентов и преподавателей, равнодушных к этой актуальной теме не осталось. И обучающиеся, и педагоги активно высказывали свое мнение по вопросам улучшения процесса адаптации. Первокурсники, не стесняясь, рассказали о «наболевшем»: о тоске по дому и родителям, о трудностях проживания в большом городе, о тяжёлой перестройке от школьной программы обучения к учебной программе СПО.
Заранее написанные эссе так и остались лежать на партах: оживленный диалог охватил всех присутствующих на классном часе!
Беседа прерывалась только для просмотра и обсуждения презентации.
Итак — основными проблемами адаптации студентов стали:
1) неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней;
2) готовность компонентов профессионально-личностной перспективы;
3) неумение осуществлять психологическое регулирование своего поведения и деятельности самостоятельно;
4) недостаточная готовность навыков самостоятельной деятельности;
5) организация оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
6) коммуникативные барьеры.
Трудности адаптации к учебе могут быть обусловлены недостаточно развитой способностью к взаимодействию с другими людьми: со сверстниками и педагогами. Студент вынужден подчиняться новым правилам учебной жизни, новым требованиям, хотя порой они идут вразрез с его непосредственными желаниями и побуждениями.
До летней сессии осталось немногим больше месяца, это то время, в течение которого всем, и обучающимся, и преподавателям, и кураторам групп, еще не поздно сделать работу над ошибками и преодолеть трудности адаптации первого года обучения.
В процессе подготовки и проведения открытого кураторского часа были актуализированы общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
На открытом мероприятии присутствовали представители администрации и преподаватели колледжа. В процессе последующего обсуждения опыт проведения открытого кураторского часа был признан положительным и достойным для распространения в педагогическом коллективе.
Информация предоставлена заместителем директора колледжа
по НМР Артеменко Н.А.