Последипломное образование

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья (с курсом информационных компьютерных технологий в здравоохранении и медицине) №2

Клиническая база:

344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29;

тел.: +7(863)201-44-35;

e-mail: ozizo2@rostgmu.ru

b8ffafddfd24ffe478834b9c0b39c809

Заведующая кафедрой

Быковская Татьяна Юрьевна,

доктор медицинских наук, доцент

 

 

 

 

 

 

Шаркунов Н.П.Начальник учебной части

Шаркунов Николай Петрович,

кандидат медицинских наук, доцент;

тел.: +7(960)455-06-93 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная цель образовательного процесса — обеспечить специалистов качественными профессиональными знаниями, навыками, информацией по актуальным теоретико-методологическим и практическим аспектам социальной политики, управления здравоохранением и здоровьем населения, толкование происходящих в России медико-социальных реформ и их технологий

Кафедра реализует 6 программ послевузовского профессионального образования:

  1. Аспирантура по специальности – 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение» (очная форма обучения).
  2. Аспирантура по специальности – 14.02.03 «Общественное здоровье и здравоохранение» (заочная форма обучения).
  3. Ординатура по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
  4. Интернатура по специальности 040120 «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
  5. Ординатора(смежные специальности) по фундаментальной дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».
  6. Интернатура, ординатура (смежные специальности) по дисциплине «Медицинская информатика и статистика».

9 программ дополнительного профессионального образования:

  • профессиональной переподготовки по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»

2) повышения квалификации

  1. Организация здравоохранения и общественное здоровье (144 ч)
  2. Избранные вопросы организации здравоохранения и общественного здоровья (144 ч)
  3. Управление качеством медицинской помощи, экспертиза трудоспособности (144 ч)
  4. Контроль (экспертиза) качества медицинской помощи, экспертиза трудоспособности (144 ч)
  5. Экспертная деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (144 ч)
  6. Информационные компьютерные технологии в здравоохранении и медицине (216 ч)
  7. Эффективное управление ресурсами в медицинской организации (72 ч)
  8. Военно-врачебная экспертиза (72 ч)

         Уникальность программ, прежде всего в концептуальной основе, которая позволяет слушателям в процессе обучения сформировать системное представление о развитии медицинских организаций различных форм собственности  с учетом появления новых нормативных требований и изменений в бизнес-среде. Они разработаны на основе многолетнего опыта подготовки специалистов и руководителей на базе РостГМУи направлены на формирование ключевых компетенций, необходимых для эффективного управления современными организациями здравоохранения

         Кафедра ставит своей целью постоянное обновление и внедрение новых учебных и тематических планов обучения с использованием инновационных образовательных технологий, форм и методов. Вместе с тем, кафедра придерживается всех основных принципов дидактической работы хорошо зарекомендовавших себя в отечественной и зарубежной образовательной деятельности.

         Учебный процесс строится на базе современной методики, предусматривающей комбинирование различных типов обучения: лекций, семинарских занятий, тренингов, практических занятий на базах практической подготовки и индивидуальной работы с использованием современных средств обучения. 

Со слушателями работают ведущие специалисты РостГМУ, регионального здравоохранения и системы ОМС, в области общественного здоровья, экономики, финансов, менеджмента и маркетинга, права в здравоохранении, признанные лидеры региона в соответствующей сфере деятельности,  имеющие богатый личный опыт управления или работы в области здравоохранения, что способствует более глубокому усвоению знаний и лучшему пониманию современных задач в сфере общего менеджмента, управления персоналом, финансов, бухгалтерского и управленческого учета, а также правового и информационного обеспечения деятельности медицинской организации.

         В процессе обучения решается важная задача – развитие качеств  и управленческих компетенций, необходимых для успешной карьеры современного специалиста в области организации здравоохранения, который должен научиться принимать решения, опираясь на накопленную базу знаний, делегировать полномочия, эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении человеческие и материальные ресурсы. 

         На системной основе кафедра обогащает свою учебную практику опытом работы других подразделений факультета, используя  наработки коллег в учебно-методической деятельности.

         Кафедра строит свои образовательные программы по принципу: «от общего к частному» и «от простого к сложному», оптимизируя при этом сочетание информационно-сообщающей методологии обучения с методологией, моделирующей реальности.

         Высокая интенсивность обучения сочетается с доброжелательностью и толерантностью обучающих к обучаемым, максимальному снижению психологической напряженности, стрессов при контроле знаний. При этом максимально учитываются особенности последипломного образования и специфика контингента обучаемых, в частности различный профессиональный, жизненный и служебный опыт, возраст и разнородность полученного ранее образования

         Коллектив кафедры значительную часть занятий проводит в активной форме обучения, способствующей более полному раскрытию индивидуальных творческих возможностей практических навыков обучаемых. Большое внимание кафедра уделяет индивидуализации обучения в форме персональных консультаций и собеседований. Кафедра стремится к максимальной реализации факультативных возможностей в процессе обучения

         Во всех формах подготовки наряду с очной формой подготовки  используются  очно-заочная, индивидуальная, дистанционная форма работы со слушателями, включая выездные формы по месту работы слушателей

         Методическое обеспечение учебного процесса рассматривается как непрерывно развивающая система подходов, способов, принципов содержательных форм и приёмов эффективного обеспечения как минимум образовательного стандарта и лидерских достижений в образовательном процессе. Для закрепления положительных результатов кафедра обобщает соответствующий опыт учебной работы и стремится обеспечить для каждого преподавателя условия для творческой деятельности

         В учебном процессе кафедры практикуются различные технологии, в том числе: «последовательное монопредметное обучение», «обучение через постановку и решение задач», «кейс-стади», сюжетно-ролевые деловые игры¸коучинг и др. Это позволяет придать процессу усвоения материала большую динамичность и сопряженность с практикой, обучаемым прививаются навыки самостоятельности в формировании оценочных суждений, прогнозировании социально-экономических процессов, принятии решений и организации их выполнения; кроме того, вырабатывается и развивается способность к самообучению. Обеспечение высокого уровня этих качеств в итоге обучения является главной целью всего учебного процесса, осуществляемого на кафедре

Инновационными технологиями в обучении специалистов на кафедре являются:

  • применение информационных систем при обучении по модулям учебных программ кафедры.
  • дистанционное обучение по отдельным разделам программы за счет внедрения телемедицины.
  • использование на практических занятиях по темам ролевых (деловых) игр
  • применение симуляторов для организаторов здравоохранения, обучающихся на кафедре.

Симуляторами для организаторов здравоохранения, обучающихся на кафедре, являются

  • компьютерные классы с программными продуктами, моделирующими работу слушателя в соответствии с ролью в деловой игре;
  • работа в структурных подразделениях клиники РостГМУ, являющихся типовыми имитационными моделями крупной медицинской организации;
  • работа в организационно-управленческих подразделениях крупных медицинских организаций, Приемной Министерства здравоохранения Ростовской области, ГУ ЗО, МИАЦ МЗ РО, где имеются компьютеры с программами имитирующими модель органа управления здравоохранением.

         Методическое обеспечение включает в себя: учебные планы и рабочие программы, кафедральные учебники и разнообразные учебные пособия; методические разработки (сборники) по каждой форме подготовки; списки рекомендуемых правовых актов, литературы, справочников и других источников; кафедральную коллекцию презентаций и страницу в Internete. Кафедра формирует также учебную фоно-, видеотеку.   

      За последние 10 лет обучение на циклах повышения квалификации  или профессиональной переподготовки прошли более 1200 врачей-организаторов здравоохранения и более 2000 врачей других медицинских специальностей.

Основа для последипломной подготовки организаторов здравоохранения в Ростовском медицинском университете была заложена в 1935 г., когда на кафедре социальной гигиены начали реализовываться циклы подготовки для заведующих отделами здравоохранения, а с 1945 г. ‒ циклы для санитарных врачей. Работа циклов продолжилась и после создания в 1961 г. факультета усовершенствования врачей. С 1961 года на кафедре стал функционировать постоянно действующий семинар для областных организаторов здравоохранения, проводимый совместно с облздравотделом и областной клинической больницей.

В 1979 г. при кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения был создан курс усовершенствования, в работу которого внесли существенный вклад профессор Чернецкий О.Е., заведовавший в те годы кафедрой, и доцент Клячкин М.С.

В 1983 г. на базе курса под руководством к.м.н., доцента Салатича А.И. была создана кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения №2, которой Салатич А.И. руководил до 2010 г. В 2000 г. кафедра была переименована в кафедру общественного здоровья и здравоохранения №2, а в 2010 г. ‒ в кафедру организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППС. Большая заслуга в развитии кафедры на этапе ее становления принадлежит доцентам Клячкину М.С., Крымской И.В., старшему преподавателю Евдокимову Д.В. В разные годы на кафедре работали заслуженные врачи РФ, директор Южного окружного медицинского центра Багдасаров Г.Г., начальник Ростовского госпиталя для ветеранов войн Юношев Ю.А.

С 2010 г. по 2014 г.заведующим кафедрой был д.м.н., доцент Дударев И.В.

В 2004 г. в состав кафедры включен курс «Информационные компьютерные технологии в медицине и здравоохранении» С момента основания до конца 2013 г. работой курса руководила профессор Гафиятуллина Г.Ш.

В октябре 2014 г.  кафедру возглавила д.м.н., доцент Быковская Татьяна Юрьевна – министр здравоохранения Ростовской области.

         Основная цель кафедры – удовлетворение спроса общества на подготовку профессиональных работников сферы управления здравоохранением, владеющих  современными технологиями управления в социальной сфере.

Задачи кафедры:

  • Постоянное повышение качества образовательного процесса;
  • Разработка и совершенствование рабочих учебных программ, традиционных и новых форм и методов проведения учебной работы;
  • Организация и руководство научно-исследовательской работой аспирантов, соискателей;
  • Сотрудничество с образовательными, научно-исследовательскими учреждениями по вопросам учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работы;
  • Комплексное методическое обеспечение учебного процесса;
  • Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
  • Материально-техническое развитие кафедры для обеспечения качественной подготовки выпускников и проведения научно-исследовательской работы.
  • Осуществление фундаментальных, поисковых, прикладных и методических научных исследований в области подготовки законопроектов по охране здоровья.
  • Расширение и укрепление связей с практическим здравоохранением;
  • Развитие сотрудничества с органами и организациями здравоохранения по подготовке специалистов

Для реализации  программ дисциплины  кафедра располагает:

  • учебно-методической документацией и материалами по всем разделам дисциплины;
  • учебно-методической литературой для внеаудиторной работы обучающихся;
  • материально-технической базой, обеспечивающей организацию всех видов подготовки:
  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
  • клинические базы (городские многопрофильные больницы,
  • Территориальный фонд ОМС, СМО).
  • Кафедра располагает
  • на рабочих местах преподавателей 5 компьютерами, объединенными локальной сетью, с выходом в сеть Интернет, с подключением их к справочно-информационной системе Консультант-плюс.
  • Учебными базами кафедры являются клиника Университета, городская поликлиника №4, городская детская поликлиника №1, ЦГБ г.Азова, управление здравоохранения г. Ростова-на-Дону, Министерство здравоохранения Ростовской области, Территориальный фонд ОМС по Ростовской области, Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области.
  • Для реализации программы курса информационных технологий имеется компьютерный класс.

Цель научно-исследовательской работы — стать ведущей кафедрой в российском научном медицинском сообществе по проблемам теории, методологии, методики охраны здоровья и управления здравоохранением.

Кафедра для достижения данной цели решает следующие задачи:

  • привлекает к работе на кафедре известных ученых, ведущих специалистов, государственных служащих, руководителей высшего звена, слушателей циклов дополнительного профессионального образования;
  • формирует научные творческие сообщества и коллективы для работы над актуальными социально-экономическими вопросами;
  • организует выступления с научными концептуальными инициативами;
  • готовит высококвалифицированных специалистов на основе совершенствования и развития работы аспирантуры, докторантуры кафедры;
  • способствует формированию и дальнейшему развитию преподавательским составом кафедры собственной научной школы по проблемам управления здравоохранением;
  • способствует регулярным выступлениям специалистов кафедры с публикациями, соответствующих высоким научным требованиям, в ведущих средствах массовой информации федерального и регионального уровня, участию в публичных научных дискуссиях, общероссийских, региональных, международных конференциях, семинарах;
  • развивает и совершенствует издательскую деятельность кафедры;
  • способствует публикации индивидуальных и коллективных монографий, брошюр, сборников по актуальной социально-экономической тематике, привлекает ведущих специалистов к участию в коллективных монографических изданиях;
  • ежегодно проводит региональные конференции, совещания, семинары, научно-практические дискуссии, «круглые столы» с целью обсуждения актуальных, научно-практических, социально-экономических проблем, ознакомления научной общественности, государственных служащих высшего и среднего регионального уровней с позицией кафедры и ведущих ее специалистов.

         Кафедра стремится к установлению и поддержанию  деловых  отношений с родственными кафедрами и структурами в регионе и округе. Постоянно поддерживаемая взаимосвязь в этой региональной сети, занимающейся обучением и исследованиями в сфере управления медико-социальным развитием, ставит своей задачей обеспечение единства методических подходов и организации учебного процесса, внедрение новых информационных технологий, проведение совместных научных исследований, обмен опытом работы

         Кафедра осуществляет совместную работу с органами практического здравоохранения. Материалы научных исследований используются при разработке и реализации нормативно-правовых документов по развитию и модернизации здравоохранения  Ростовской области. Сотрудники кафедры оказывают консультативно-методическую помощь организаторам здравоохранения по вопросам анализа здоровья, медицинской статистике, организации, экономике и управлению  здравоохранением, по стандартизации и контролю качества оказания медицинской помощи населению. Сотрудники кафедры принимают активное участие в работе Коллегии Министерства здравоохранения Ростовской области, аттестационной комиссии при Министерстве здравоохранения РО.

         Сотрудники кафедры принимают активное участие в разработке нормативных актов, документов и организационных технологий, нацеленных на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения в регионе.

         Помимо образовательной и научной задач сегодня появилась новая задача – социальная: социальное проектирование, коммерциализация научных идей и разработок, направленных на инновационное развитие региона. Кафедра стремится стать центром социального проектирования в сфере охраны здоровья населения Ростовской области, вместе с властями, общественностью и бизнесом.     

         На кафедре определены основными направлениями  научно-исследовательской   работы:

  • оценка правового,  организационного, экономического обеспечения реализации «Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на региональном, муниципальном, учрежденческом уровнях;
  • проведение комплексного исследования по вопросам правового, организационного, финансово-экономического обеспечения государственно-частного партнерства в области охраны здоровья, медико-социального обеспечения населения;
  • разработка моделей управления медико-социальным блоком  на муниципальном и региональном  уровнях;
  • комплексная оценка реализации «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • реализация социально — гигиенического мониторинга по изучению мнения руководителей различного уровня управления и населения о реализации медико-социальных программ охраны здоровья и развития  здравоохранения.

         Реализация научных направлений нацелена на выработку оптимальных направлений развития регионального и муниципального здравоохранения с учетом местных особенностей. В рамках данного направления научных исследований в настоящее время на кафедре выполняют научные исследования 5 аспирантов и 1докторант.

         Основные научные результаты, полученные кафедрой за последние годы опубликованы в изданиях, учтенных в базе Российского индекса научного цитирования, в изданиях, индексируемых WebofScience и Scopus.

 

 

кафедра расположена на 7-8 этажах Учебно-Лабораторного Корпуса:

к. 809 – лекционная аудитория с интерактивным лекционным комплексом (на 50 мест) – 72 м2; к.710-711 – учебные комнаты (на 25 мест каждая) – по  36 м2, 709 – кабинет заведующего, к. 807 – методический кабинет – 18 м2, к.808 – преподавательская – 18 м2.

30.08.2021

Новости последипломного образования



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих