Образование

Кафедра фармакологии и клинической фармакологии

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

Макляков Ю.С.2

Макляков Юрий Степанович

доктор медицинских наук,

профессор, заведующий кафедрой,

рабочий телефон +7(863)201-44-27

 

 

 

 

Адрес кафедры: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, УЛК 6 этаж

Тел.: +7 (863) 201-44-27

Фармакология

ЛПФ 3 курс 5 – 6 семестры
МПФ 3 курс 5 – 6 семестры
ПФ 3 курс 5 – 6 семестры
Стом. Фак. 3 курс 3 – 4 семестры
Фармац. фак. 3 – 4 курсы 5 – 7 семестры

Клиническая фармакология

ЛПФ 5 курс 9 – 10 семестры
МПФ 5 курс 9 – 10 семестры
ПФ 5 курс 9 – 10 семестры
Фармац. фак. 4 – 5 курсы 8 – 9 семестры

 

Ростовская школа фармакологов берет свое начало из Варшавского университета, который в 1915 году был переведен в г. Ростов – на- Дону и переименован в Донской университет. В ноябре 1915 г начались занятия на медицинском факультете Варшавского университета и было положено начало предистории Ростовского медицинского института. Кафедрой фармакологии заведовал в тот период с 1913 по 1919 год профессор В.И.Никольский, известный физиолог и фармаколог, ученик и последователь И.М. Догеля, который занимался изучением фармакологии алкалоида кониина и Н.П. Кравкова.

В сентябре 1930 года было издано распоряжение о выделении медицинского факультета и реорганизации его в самостоятельный институт, поэтому 10 октября 1930 года является днем рождения Ростовского медицинского института.
С 1919 по 1955 годы кафедрой фармакологии медицинского факультета Донского университета (с 1930 года Ростовский медицинский институт) заведовал Иван Сергеевич Цитович (1876-1955), советский физиолог и фармаколог, заслуженный деятель науки РСФСР (1940).

В области фармакологии Цитович изучал механизмы действия различных лекарственных веществ на центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему, почки. Большой вклад сделан им и его учениками в изучение действия гормонов и витаминов. Впервые были обнаружены признаки скрытого авитаминоза. Особенность этих исследований состоит в содружестве с клиницистами-терапевтами. Предметом его научного интереса были многие стороны действия гормонов на диурез.

Известны работы Ивана Сергеевича в области промышленной токсикологии. Работы велись на базе Ростовского-на-Дону института санитарии и гигиены труда, где он руководил отделом токсикологии. В сороковых годах и во время Великой Отечественной войны Иван Сергеевич занимался изучением военных ядов и вел интенсивную работу по подготовке кадров.

И.С. Цитович также являлся основоположником нового направления в возрастной фармакологии.
И.С. Цитович написал более 130 фундаментальных научных работ и монографий. В 1940 г. он удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки РСФСР и награжден значком «отличник здравоохранения».

Под руководством И.С. Цитовича было защищено более 20 диссертаций, из которых 9 — докторские.
Ученые Ростовского государственного медицинского Университета высоко чтут своего учителя и отдают должное его памяти.

С 1955 года по 1960 год Ростовскую школу фармакологов возглавляла доцент Н.А. Губарева. В это время продолжались исследования, начатые еще И.С.Цитовичем, а также исследовались фармакологические свойства ряда лекарственных растений. Исследовались фармакологические эффекты дифенина и эмбихина.

С 1960 по 1981 годы кафедру фармакологии возглавляла Н.И. Николаева — профессор, доктор биологических наук. С 1948 по 1960 гг. сначала доцент, а затем профессор кафедры нормальной физиологии человека и животных Ростовского государственного университета. В 1960 году она избирается заведующей кафедрой фармакологии Ростовского государственного медицинского института.

Н.И. Николаева за 21 год заведования кафедрой осуществляла руководство работами по фармакологии психотропных и нейротропных средств, по фармакологии средств сердечно-сосудистого действия и средств, стимулирующих неспецифическую резистентность организма.

Профессором Н.И. Николаевой разработана методика прямого электрического раздражения через долгосрочно имплантированные в мозг электроды. В подавляющем

большинстве выполненных диссертационных работ по проблемам нейро- и психофармакологии и вышедших под ее руководством использована эта методика.
Под ее руководством защищено 25 кадидатских диссертаций, 5 докторских диссертаций.

В 1976 году на базе кафедры фармакологии Ростовского государственного медицинского института доктор медицинских наук, профессор Каркищенко Николай Николаевич организовал первую в нашей стране кафедру клинической фармакологии.

С 1982 года обе кафедры были объединены под общим названием – «кафедра фармакологии и клинической фармакологии».
Кафедра фармакологии и клинической фармакологии представляет собой комплексное научное, учебное и лечебное подразделение.

Научные разработки сотрудников проводились в рамках всесоюзных проблем 10.05 «клинической фармакологии» и 08.02 «структурно-функциональные основы организации мозга».
В 1981 году на базе кафедры были проведены первый всесоюзный ( в рамках которого проходил шестой международный ) симпозиум по клинической фармакологии, а также совещание экспертов стран-членов СЭВ по международной номенклатуре в клинической фармакологии. Опыт преподавания фармакологии и клинической фармакологии, использование прогрессивных форм обучения позволили провести на базе РОДНМИ первую всесоюзную школу молодых ученых по фармакологии в 1980 году, всесоюзную конференцию по проблемам клинической фармакологии.

С 1983 кафедра являлась базой для клинических испытаний новых лекарственных средств Фармкомитета МЗ СССР. За это период прошли испытания около 45 препаратов, среди которых нитронг, тринитролонг, де-нол и др. препараты, появившиеся затем в аптечной сети и используемые до сих пор.

С 1985 г. РГМИ работал специализированный совет по защите диссертационных работ по специальностям «фармакология» и «клиническая фармакология».

С 1986 года доктор медицинских наук, профессор Макляков Ю.С. работает в должности заведующего кафедрой фармакологии и клинической фармакологии Ростовского государственного медицинского университета.
. Макляков Ю.С. — автор более 200 научных публикаций, в том числе методических и учебных пособий, имеет 12 патентов на изобретения, является председателем Ростовского научного общества фармакологов и клинических фармакологов, председателем Ростовского филиала межрегиональной общественной организации «Общество фармакоэкономических исследований».

Основные научные исследования кафедры традиционно сосредоточены на нескольких основных направлениях. Это тематики, связанные с поиском новых лекарственных веществ и разработкой новых методов клинической оценки действия лекарственных препаратов.

Под его руководством за последние годы выполнено и защищено 18 диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук и 3 диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Всего под его руководством выполнено и защищено 19 диссертаций.

На базе кафедры проведены: учебно-методическая конференция заведующих кафедрами фармакологии и клинической фармакологии медицинских и фармацевтических вузов РСФСР (1989г.), научно практическая по проблемам клинической фармакологии и моделирование в фармакологии и биомедицине (2006г.)

No

Год

Авторы

Название работы

Тираж

Объем

Издатель

1

2008

В.Д Слепушкин, О.Ю. Соколов, В.Н. Каркищенко

Патофизиологические и фармакологические подходы к инфузионно- трансфузионной терапии острых состояний

500 экз

157 стр

ЗАО «Книга», г. Ростов- на-Дону

Сведения об учебниках и учебных пособиях, изданных за последние 6 лет выполненные штатными преподавателями

1

2007

Ю. С. Макляков, В. П. Андрюха

Антибактериальн ые лекарственные средства

Учебное пособие для студентов изучающих клиническую фармакологию

ЦМК РосГ МУ

200

110 с.

2

2009

Макляков Ю.С., Хмара Л.Е., Морозов Н.M., Сухорукова Н.В., Сафроненко А.В.

Основы химиотерапии

Методические разработки для студентов 3 курса всех факультетов

ЦМК РосГ МУ

1000

84 с.

3

2009

Макляков Ю.С.. Морозов Н.М. Хмара Л.Е., Сафроненко А.В.

Нейротропные средства

Методические разработки для студентов 3 курса всех факультетов

ЦМК РосГ МУ

500

128 с.

4

2009

Макляков Ю.С. Хмара Л.Е. Морозов Н.М. , Сафроненко А.В.

Средства, влияющие на ЦНС

Методические разработки для студентов 3 курса всех факультетов

ЦМК РосГ МУ

500

137 с.

5

2010

Ю. С. Макляков, В. П. Андрюха, С.В. Якубенко

Клиническаяфарм акология в вопросах и ответах.Тестовые задания

Методические разработки для студентов фармацевтичес кого факультетов

ЦМК РосГ МУ

500

75 с.

6

2010

Макляков Ю.С.. Хоронько В.В. Хмара Л.Е. Морозов Н.М. Саенко Н.Ю. ёСоколов О.Ю. Хлопонин Д.П., Сафроненко А.В.

Фармакология в вопросах и ответах.Тестовые задания

Методические разработки для студентов 3 курса всех факультетов

ЦМК РосГ МУ

500

186 с.

7

2011

Макляков Ю.С., Хлопонин Д.П., Хоронько В.В., Саенко Н.Ю.

Основы общей фармакологии лекарственных средств

Учебное пособие

ЦМК РосГ МУ

500 экз.

148

«Разработка новых методов изучения фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств».

Основными направлениями научных исследований кафедры фармакологии и клинической фармакологии является разработка новых методов клинической оценки действия лекарственных веществ в рамках исследований их фармакодинамики и фармакокинетики, а также доклинической оценки в рамках поиска новых биологически активных веществ (БАВ), доклинических и клинических исследований лекарственных средств.

Одним из направлений исследований, проводимых на кафедре является скрининг (поиск и отбор) новых БАВ. Скрининговые исследования позволяют выявлять наличие фармакологической активности у БАВ различных химических групп.

На кафедре фармакологии и клинической фармакологии на протяжении многих лет ведется воспитательная работа со студентами 3 и 5 курсов ЛПФ, ПФ , МПФ. Заведующим кафедрой утвержден «План воспитательной работы преподавателей в студенческих группах 3 и 5 курсов всех факультетов на учебный год».

Цель воспитания студентов РостГМУ: разностороннее развитие личности будущего врача, отвечающего запросам современной медицинской науки и здравоохранения, обладающего высокой общей и профессиональной культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота.

Для достижения поставленной цели воспитательная работа на кафедре осуществляется в следующих формах:

  •  на протяжении всего года преподаватели кафедры формируют деонтологические, профессиональные знания, умения и навыки у студентов;
  •  пропагандируется здоровый образ жизни, проводятся беседы вреде для здоровья и социальных последствиях наркомании и алкоголизма;
  •  активное участие в общевузовских мероприятиях (ежегодное посвящение в студенты первокурсников и торжественный митинг выпускников РостГМУ);
  •  в рамках работы СНО преподаватели выполняют научное и методическое сопровождение студентов-кружковцев в процессе выполнения ими научной работы;
  •  на протяжении всего года студенты активно привлекаются к подготовке научных публикаций, сообщений и участию в работе научно-практических конференций;
  •  осуществляется помощь студентам в выборе их будущей научной и профессиональной деятельности;
  •   на кафедральных конференциях регулярно проводится обсуждение итогов текущей успеваемости и в конце учебного года результатов экзаменационной сессии в группах;
    •  на кафедре внедрена автоматизированная система оперативного сбора и анализа всей информации, касающейся успеваемости, посещаемости и поведении студентов во время обучения и в конце учебного года результатов экзаменационной сессии в группах;
    •   преподавателями кафедры регулярно проводятся беседы со студентами о значимости и важности укрепления первичного звена здравоохранения, проводимого в рамках реализациии общенациональных приоритетных проектов

Основными документами для оценки воспитательной работы являются:

  • «Журнал куратора студенческой группы» имеется у каждого преподавателя-куратора с перечнем основных мероприятий проводимых в конкретной группе. Кандидатуры преподавателей кураторов утверждаются ежегодно на кафедральной конференции.
  • В конце каждого учебного года на кафедральной конференции заслушиваются отчеты кураторов групп и даются рекомендации по их улучшению, что отмечено в протоколах кафедральной конференции.
  • В годовых планах и отчетах кафедры и в индивидуальных планах и отчетах преподавателей имеются разделы о воспитательной работе среди студентов. Данные планы координируются с планом воспитательной работы на факультете.В начале учебного года на кафедральной конференции утверждается распределение общественных обязанностей среди профессорско- преподавательского состава кафедры.

    Свыше 10 лет на кафедре работает СНК. Научно-воспитательная работа СНК отражена в годовых отчетах кафедры. Результаты научно-воспитательной работы СНК – неоднократное присвоение престижных номинаций на студенческих научных конференциях. Многие активные члены СНК становятся аспирантами и сотрудниками кафедры.

    Преподаватели-кураторы для воспитательной работы в студенческих группах 3 курса ПФ (Криштопа А.В. — 6ПФ, Сухорукова Н.В. – 5ПФ, Саенко Н.Ю. – 7ПФ, Замлелая И.В. – 8ПФ, Ганцгорн Е.В. – 3ПФ). За это время преподаватели провели в группах следующие мероприятия:

Кафедра имеет достаточные площади для обеспечения учебного процесса.
В составе кафедры имеются следующие научные лаборатории:

  •   Лаборатория для фармако-электорофизиологических исследований: оснащена современным компьютеризированным комплексом «Энцефалан – 131 – 03» для регистрации физиологических параметров (ЭЭГ, ЭКГ, полиграфия);
  •   Клиническая лаборатория для проведения исследований в рамках функциональной диагностики 
14.03.2017

Объявления для студентов



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих