Образование

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ И ВИРУСОЛОГИИ №1

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

 

NabokaНабока Юлия Лазаревна

доктор медицинских наук,

доцент, заведующий кафедрой,

рабочий телефон +7(863)250-41-29

 

 

Адрес кафедры: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

Схема расположения кафедры

Тел.: +7 (863) 250-41-28

Emailnagu22@mail.ru

На кафедре ведется преподавание микробиологии с вирусологией студентам 2-3 курса лечебно-профилактического и педиатрического факультетов в соответствии с учебной программой для студентов высших медицинских учебных заведений (2000г.), утвержденной МЗРФ и Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям лечебное дело – 060101 и педиатрия – 060103 (2010). Преподавание на кафедре ведется в соответствии с типовыми учебными программами.

Аннотация рабочей программы «Микробиология, вирусология» для ЛПФ

Аннотация рабочей программы «Микробиология, вирусология» для ПФ

Аннотация рабочей программы «Микробиология, вирусология, иммунология» для МПФ

Кафедра микробиологии была организована в 1916 г. на базе медицинского факультета Варшавского университета. Первым руководителем кафедры был профессор Владимир Александрович Барыкин (1916-1921 гг.), который внес большой вклад в изучение этиологии, патогенеза и диагностики сыпного тифа.

В этот период на кафедре работали помощник прозектора П.Ф. Здродовский (в дальнейшем д.м.н., профессор, академик АМН СССР) и З.В. Ермольева (в дальнейшем д.м.н., профессор, академик АМН СССР, лауреат Государственной премии за создание отечественного пенициллина и успешное его применение в годы Великой Отечественной войны).

В последующие годы (1922-1926 гг.) научными проблемами кафедры являлись вопросы профилактики и лечения дифтерии, изучения биологии холерных вибрионов и этиологии чумы. В 1926-1930 гг. кафедрой заведовал д.м.н., профессор Михаил Иванович Штуцер, внесший большой вклад в изучение туберкулеза на Северном Кавказе и проведение профилактических прививок среди населения. В годы работы проф. М.И Штуцера сотрудники кафедры занимались изучением проблем внутривидовой изменчивости микробов. Был изучен диссоциативный процесс у брюшнотифозных, паратифозных, кишечных палочек, протея и других бактерий. Эти исследования позволили выявить полноценные варианты бактерий для приготовления убитых вакцин против кишечных инфекций. Были изучены и систематизированы представления о возбудителях бактериальной дизентерии (один из видов назван «Шигелла Штуцера-Шмитца»).

С 1930 г. по 1938 г. кафедрой заведовал д.м.н., профессор Александр Александрович Миллер. В эти годы кафедра стала центром методологической работы в области микробиологии и эпидемиологии. Сотрудники кафедры активно участвовали в борьбе с эпидемиями и оказывали помощь бактериологическим лабораториям. Профессор А.А. Миллер занимался вопросами профилактики туляремии, диагностики дизентерии, изучения микрофлоры водных источников и пищевых продуктов. Было издано единственное в то время руководство по санитарной микробиологии. А.А. Миллер имел много учеников и создал школу высокопрофессиональных микробиологов.

В 1945-1948 гг. кафедрой заведовал профессор Борис Яковлевич Эльберт, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки, внесший большой вклад в изучение проблемы патологии и природной очаговости туляремии в Ростовской области. Итогом этой работы явилось создание отечественного препарата для профилактики туляремии – живой вакцины Эльберта-Гайского.

Также кафедрой заведовали известные микробиологи и организаторы здравоохранения: к.м.н., доцент Наталья Дмитриевна Криницкая (1938-1940 гг., 1943-1945 гг., 1948-1950 гг.), д.м.н., профессор Анна Александровна Кашаева (1950-1963 гг.). Ведущим научным направлением кафедры в этот период было изучение изменчивости энтеробактерий. Затем, с 1964 по 1965 гг. заведующим кафедрой был профессор Моисей Иосифович Леви, талантливый исследователь, имевший многочисленные работы по вирусологии, иммунологии и серологии. На кафедре работала д.м.н., профессор Екатерина Петровна Москаленко, внесшая большой вклад в изучение этиологии, патогенеза, диагностики, профилактики коклюша и дифтерии.

С 1966 г. по 1991 г. кафедру возглавлял д.б.н., профессор Александр Ефимович Эссель. Научная работа кафедры приобрела выраженное вирусологическое направление. Основной проблемой, изучаемой сотрудниками кафедры, стали вирусобактериальные ассоциации, в том числе, экспериментальные исследования по изучению ассоциаций кишечных, дизентерийных и брюшнотифозных бактерий с кишечными неполиомиелитными вирусами, а также ассоциаций стафилококков с аденовирусами. Итогом исследования в этом направлении стала, выпущенная в 1978 г., первая в России монография «Вирусобактериальные ассоциации», предисловие к которой написано ведущим вирусологом страны, академиком АМН СССР В.М. Ждановым. А.Е. Эссель создал одну из лучших в России школ микробиологов. Александр Ефимович был необыкновенно талантливым и неординарным ученым и педагогом, великолепным лектором.

Его лекции помнят многие поколения студентов. Его отличали не только высокие профессиональные качества, неукротимая энергия и фанатичная преданность своей специальности, но и истинная интеллигентность, душевная щедрость, любовь к искусству, и поэтому он всегда был окружен своими учениками. А.Е. Эссель отличался большой эрудицией и лингвистическими способностями, владел рядом европейских языков. Коллектив кафедры и в настоящее время продолжает славные традиции чтения лекций и преподавания дисциплины, заложенные А.Е. Эсселем.

С 1991 г. по 2016 г. кафедру возглавляла д.м.н., профессор Лариса Ивановна Васильева, внесшая большой вклад в изучение микробиоценозов новорожденных в условиях нормы и септической патологии. Впервые доказана важная роль неспорообразующих анаэробных бактерий в формировании сепсиса у новорожденных, что позволило увеличить эффективность микробиологической диагностики этой патологии.

С 2016 г. кафедру возглавила д.м.н., доцент Набока Юлия Лазаревна, основным направлением научной деятельности является изучение микробиоты урогенитального тракта в норме и при различной патологии. Впервые доказана роль некслотридиальных анаэробных бактерий в развитии острого обструктивного пиелонефрита. Впервые дана характеристика микст-инфекции секрета предстательной железы при хроническом бактериальном простатите. Показана взаимосвязь тяжести клинических проявлений хронического бактериального                       Набока Юлия Лазаревна простатита с особенностями микробного спектра секрета предстательной железы. Изучена обсемененность миоматозного узла и неизмененного миометрия различными таксонами микроорганизмов пациенток с миомой матки.

Основным направлением работы кафедры является изучение микробных биоценозов человеческого организма в норме и при различных патологических процессах. Новые данные о микроценозах здоровых людей, полученные в научных работах профессорско-преподавательского коллектива кафедры, нашли применение как в практическом здравоохранении, так и при обучении студентов, в курсе лекций и практических занятий по дисциплине «Микробиология, вирусология».

Сотрудники гордятся 100-летней историей и традициями кафедры микробиологии, помнят и чтят своих учителей!

ФИО

занимаемая должность

преподаваемы е дисциплины

ученая степень

ученое звание

наименование направления подготовки и специальность

данные о повышении

квалификации

Избранные вопросы

общий стаж работ ы

стаж по специа льност и

уровень образова ния

опыт работы

Набока Ю.Л.

зав. кафедрой

микробиология, вирусология

д.м.н.

доцент

педиатрия

бактериологии, 2015. Наркологическая превентология и формирование здорового

образа жизни, 2015 Основные направления

24

24

высшее професси ональное

24

Васильева Л.И.

профессор

микробиология, вирусология

д.м.н.

профессор

санитарный врач

модернизации высшего медицинского образования, 2015

46

43

высшее професси ональное

44

Брагина Л.Е.

доцент

микробиология, вирусология

к.м.н.

доцент

санитарный врач

Актуальные проблемы высшей медицинской школы, 2014 г.

46

36

высшее професси ональное

36

Гудима И.А.

доцент

микробиология, вирусология

к.м.н.

педиатрия

Избранные вопросы бактериологии, 2015. Наркологическая превентология и формирование здорового образа жизни, 2015.

Организация электронного и Основные направления

17

14

высшее професси ональное

17

Черницкая М.Л.

доцент

микробиология, вирусология

к.м.н.

санитария, гигиена, эпидемиология

модернизации высшего медицинского образования, 2016

36

24

высшее професси ональное

24

Белоглазова Н.Н.

ассистент

микробиология, вирусология

медико- профилактическое дело

Микробиологическая диагностика воздушно- капельных инфекций, 2004 г.

14

13

высшее професси ональное

14

Джалагония К.Т.

ассистент

микробиология, вирусология

лечебное дело

Избранные вопросы бактериологии, 2015

10

3

высшее професси ональное

10

С 1992г. на кафедре внедрена рейтинговая система оценки знаний, как один из способов стимулирования познавательной деятельности студентов, а также повышение роли и ответственности преподавателя в учебном процессе. Рейтинг студента, обучающегося на кафедре микробиологии и вирусологии №1, складывается из стартового рейтинга, рубежного рейтинга, экзаменационного, а также творческого (не обязательного для всех студентов). Использование рейтинговой системы оценки знаний студентов на кафедре более 20 лет подтверждает ее положительную роль в процессе обучения.

В библиотеке университета на студенческом абонементе имеется следующая обязательная литература:

  1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для мед вузов / А.И.Коротяев, С.А.Бабичев.- СПб.: СпецЛит. 2010 (ЭР).
  2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Учебник для ВУЗов / Под ред. В.В.Зверева, М.Н.Бойченко. М., 2011 (100 экземпляров+ЭР).
  3. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии // Под ред. В.В.Теца. М., 2002 (205 экземпляров).

Дополнительная литература:

  1. Хаитов Р.М. Иммунология: учебник/Р.М.Хаитов.- М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006 (82 экземпляра).
  2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. Учебник / Под ред. А.А.Воробьева. М., 2008 (10 экземпляров).
  3. Учебно-методические пособия к практическим занятиям по общей и частной микробиологии. Под общей редакцией проф. Л.И.Васильевой. Ростов-на-Дону, 2001, 2004, 2008, 2011, 20012, 2013 (80 экземпляров+ЭР).
  4. Тестовые задания по микробиологии. Под общей редакцией проф. Л.И.Васильевой. Ростов-на-Дону, 2009г.
  5. Маянский А.Н. Патогенетическая микробиология: Руководство. Нижний Новгород, 2006 (1 экземпляр).

Кафедрой изданы и переизданы учебно-методические пособия к практическим занятиям по общей и частной микробиологии, тестовые вопросы, ситуационные задачи предназначены для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям, рубежному и экзаменационному контролю теоретических знаний.

Методическое обеспечение практических занятий по дисциплине

(методические разработки и учебно-методические пособия кафедры):

  1. Морфология микроорганизмов. Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии.- Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Физиология микроорганизмов: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Росздрава, 2008.
  3. Учение об инфекции. Иммунологические основы диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний: учебно-методическое пособие /.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.
  4. Общая вирусология. Генетика и изменчивость микроорганизмов, Антибиотики: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей микробиологии.- Ростов-на-Дону, изд-во. РостГМУ, 2013.
  5. Аэробные и анаэробные кокки. Гемофильные бактерии. Бордетеллы. Синегнойная палочка. Возбудители зоонозных инфекций: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Минздравсоцразвития России, 2011.
  6. Основная бактериальная патология желудочно-кишечного тракта: учебное пособие к практическим занятиям по частной микробиологии.- Ростов-на-Дону: изд-во Рост ГМУ, 2004.
  7. Возбудители дифтерии, туберкулеза, проказы, анаэробных и спирохетозных инфекций. Возбудители риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздравсоцразвития России, 2012.
  8. Возбудители вирусных инфекций: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2012.

Кафедра проводит элективные курсы по дисциплине «Клиническая микробиология». Элективные занятия могут посещать студенты 2-6 курсов всех факультетов.

В 2011-2012 учебном году внедрены ролевые игры при проведении практических занятий с презентацией студентами современных данных по конкретным темам практических занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Зав. кафедрой, проф. Л.И.Васильева и проф. Ю.Л.Набока – члены сертификационной комиссии РостГМУ по специальности «Бактериология», участвуют в приеме экзаменов у врачей ФУВ нашего университета.

Проф. Л.И.Васильева участвует в работе координационного совета «Медико-биологические проблемы».

специальность

дисциплина

Учебно-методические материалы

Лечебное дело

Микробиоло- гия, вирусо- логия

  1. Морфология микроорганизмов. Методические разра- ботки к практическим занятиям по общей микробио- логии.- Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Физиология микроорганизмов: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Рос- здрава, 2008.
  3. Учение об инфекции. Иммунологические основы ди- агностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний: учебно-методическое пособие /.- Ро- стов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.
  4. Общая вирусология. Генетика и изменчивость мик- роорганизмов, Антибиотики: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей микро- биологии.- Ростов-на-Дону, изд-во. РостГМУ, 2013.
  5. Аэробные и анаэробные кокки. Гемофильные бакте- рии. Бордетеллы. Синегнойная палочка. Возбудители зоонозных инфекций: учебно-методическое посо- бие.- Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Мин- здравсоцразвития России, 2011.
  6. Основная бактериальная патология желудочно- кишечного тракта: учебное пособие к практическим занятиям по частной микробиологии.- Ростов-на- Дону: изд-во Рост ГМУ, 2004.
  7. Возбудители дифтерии, туберкулеза, проказы, анаэ- робных и спирохетозных инфекций. Возбудители риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов: учебно- методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздравсоцразвития России, 2012.
  8. Возбудители вирусных инфекций: учебно- методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2012.
  9. Тестовые задания по микробиологии (часть I): учеб- но-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.

10.Тестовые задания по микробиологии (часть II): учеб- но-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.

педиатрия

Микробиоло- гия, вирусо- логия

  1. Морфология микроорганизмов. Методические разра- ботки к практическим занятиям по общей микробио- логии.- Ростов-на-Дону, 2001.
  2. Физиология микроорганизмов: учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Рос- здрава, 2008.
  3. Учение об инфекции. Иммунологические основы ди- агностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний: учебно-методическое пособие /.- Ро- стов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.
  4. Общая вирусология. Генетика и изменчивость мик- роорганизмов, Антибиотики: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по общей микро- биологии.- Ростов-на-Дону, изд-во. РостГМУ, 2013.
  5. Аэробные и анаэробные кокки. Гемофильные бакте- рии. Бордетеллы. Синегнойная палочка. Возбудители зоонозных инфекций: учебно-методическое посо- бие.- Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО Рост ГМУ Мин- здравсоцразвития России, 2011.
  6. Основная бактериальная патология желудочно- кишечного тракта: учебное пособие к практическим занятиям по частной микробиологии.- Ростов-на- Дону: изд-во Рост ГМУ, 2004.
  7. Возбудители дифтерии, туберкулеза, проказы, анаэ- робных и спирохетозных инфекций. Возбудители риккетсиозов, хламидиозов, микоплазмозов: учебно- методическое пособие.- Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздравсоцразвития России, 2012.
  8. Возбудители вирусных инфекций: учебно- методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2012.
  9. Тестовые задания по микробиологии (часть I): учеб- но-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.
  10. Тестовые задания по микробиологии (часть II): учеб- но-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: изд-во РостГМУ, 2013.

Кафедра микробиологии и вирусологии №1 проводит научные исследования по тематике «Микробные биоценозы организма человека в норме и при патологии в рамках комплексной целевой научной программы «Медико-биологические проблемы» совместно с кафедрами акушерства и гинекологии, урологии, стоматологии. На кафедре выполняется 8 кандидатских и 1 докторская диссертации. Коллектив кафедры также проводит диагностические исследования повышенной сложности в помощь органам здравоохранения г.Ростова-на-Дону.

Совокупность микробных биоценозов, находящихся в различных биотопах (кожа, верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, гениталии, органы мочевой системы и другие) организма обеспечивают состояние его гомеостаза. Однако, динамические изменения в экологической системе «Микроб — макроорганизм — окружающая среда» приводят к качественным и количественным изменениям симбионтной микрофлоры в биотопах хозяина, что способствует формированию дисбиозов в различных экологических нишах. В связи с этим увеличивается количество случаев эндогенной инфекции, связанной с транслокацией условно-патогенной симбионтной микрофлоры в нетипичные биотопы, а также сукцессией микроорганизмов, т.е. сменой на определенных участках среды обитания одних сообществ другими. Эти обстоятельства определяют проведение кафедрой исследований по изучении микробных биоценозов различных биотопов организма человека как в норме, так и при различных вариантах экзо- и эндогенной инфекции, что имеет как фундаментальное, так и прикладное значение.

Коллектив кафедры ежегодно утверждает кураторов студенческих групп 2 курса педиатрического факультета. Воспитательная работа всего коллектива кафедры, включая кураторов, определяется следующими направлениями деятельности:

  • знакомство студентов с организацией учебного процесса, с Федеральным Законом о высшем и послевузовском образовании, Уставом университета, Правилами внутреннего трудового распорядка, проживания в общежитии;
  • формирование организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию и обучению актива группы;
  • помощь в адаптации студентов к новой системе обучения, ориентации в правах и обязанностях, культурному и физическому совершенствованию, созданию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;
  • оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;
  • контроль успеваемости в студенческих группах, информированность о запросах, нуждах и настроениях студентов, бытовых условиях их проживания, наличии необходимых условий для вечерних самостоятельных занятий, обеспеченности учебной и иной литературой, отношениях с родителями, соседями по общежитию, хозяевами квартиры.

В конце учебного года на кафедральной конференции заслушиваются отчеты кураторов с оценкой их работы даются рекомендации по ее оптимизации.

Ежегодно кафедра принимает активное участие в общевузовских мероприятиях:

  • ежегодное посвящение в студенты первокурсников;
  • торжественных митингах, посвященных дню Победы;
  • днях по благоустройству кафедры и прилегающей к ней территории;
  • днях науки (ежегодные студенческие конференции).

На кафедре имеется фотоальбом, отражающий историю кафедры, стенд «Победители», отражающей участие отцов и дедов преподавателей кафедры в Великой отечественной войне, стенд, посвященный основным направлениям научной работы кафедры, СНК, ее достижения. На практических занятиях и лекциях, а также в индивидуальных беседах преподаватели, в том числе и кураторы групп, ведут пропаганду здорового образа жизни студентов, борьбы с вредными привычками в студенческой среде и беседы по формированию нравственных качеств врача и патриота.

Периодически кафедра проводит анонимное анкетирование всех студентов с целью выяснения их отношения к дисциплине, качеству, методике преподавания и выяснению причин слабого усвоения материала.

Отлично и хорошо успевающих студентов привлекают к диагностической и научной работе кафедры, участию в СНК, к изготовлению учебных таблиц, пополнению микроскопического фонда. Кафедра внедряет в работу проведение деловых игр на занятиях, где отлично и хорошо успевающие студенты выполняют роль преподавателя.

В рабочих программах, элективных курсах и СНК, выделены позиции посвященные проблемам этики и деонтологии, а также истории кафедры.

В качестве средств технического обеспечения обучения используется мультимедийный проектор для демонстрации лекционного материала, микроскопы для демонстрации мазков, питательные среды, для проведения бактериологических исследований.

05.03.2017

Объявления для студентов



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих