Образование

Кафедра физической культуры, лечебной физкультуры и спортивной медицины

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

Харламов

Харламов Евгений Васильевич

доктор медицинских наук, профессор, 

заслуженный работник здравоохранения РФ, 

председатель профсоюзной организации РостГМУ

заведующий кафедрой,

рабочий телефон +7(863) 250-41-32

+7(863) 250-41-47


 

Начальник учебной части — Калмыкова Елена Михайловна.

E-mail: 194677@mail.ru

Адрес кафедры: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29

Схема расположения кафедры

На кафедре преподают дисциплину : «Физическая культура» для студентов 1-3 курсов всех факультетов и элективный курс по физической культуре (прикладная физическая культура) для студентов 1-5 курсов всех факультетов, «ЛФК и врачебный контроль» для студентов 4 курса.


Деятельность кафедры ➡

Аннотация рабочей программы «Физическая культура» для ЛПФ

Аннотация рабочей программы «Физическая культура» для ПФ

Аннотация рабочей программы «Физическая культура» для СФ

Аннотация рабочей программы «Физическая культура» для ФФ

Научное направление кафедры посвящено актуальной проблеме конституционального подхода к оценке состояния здоровья, уровня физического развития и физических качеств, а также функционального состояния студентов, занимающихся оздоровительной физкультурой и спортом.

Сотрудники кафедры работают над темой НИР «Конституциональная оценка физического состояния студентов-медиков». Проводится соматотипирование по методике Р.Н. Дорохова и В.Г. Петрухина ( 1989). Изучается уровень развития физических качеств: общая выносливость, сила, гибкость, быстрота по функциональным тестам; структура заболеваемости, генетическая предрасположенность и рентгенологические особенности при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (ОДА); типовые особенности физической работоспособности и функционального состояния кардиореспираторной. По материалам исследований защищены три кандидатские и одна докторская диссертации. На основании полученных данных разработана и апробирована комплексная методика ранней оценки возможности заболевания позвоночного столба, которая может использоваться в спортивной медицине и в деятельности врача общей практики для предупреждения заболеваний ОДА. Разработан комплекс генетических маркеров у больных с заболеваниями ОДА и на их основе предложен коэффициент прогнозирования тяжести функций ОДА и получен патент РФ на изобретение «Способ оценки и прогнозирования тяжести » ( патент на изобретение № 2168173 от 27 мая 2001 г.). В 2012 году Е.В. Харламовым в соавторстве с А.А. Кубловым и Р.А. Кубловым получен патент на изобретение «Способ лечения остеохондроза». При изучении адаптивных возможностей студентов методом велоэргометрии по стандартизированному тесту PWC 170 выделены типовые показатели физической работоспособности и типы срочной реакции кардиогемодинамической адаптации. Отмечены морфологические признаки, оптимизирующие изучаемые показатели физической работоспособности. Полученные данные рекомендованы для коррекции нормативных требований по оценке общей выносливости.

Результаты научных исследований сотрудников кафедры внедряются в учебный процесс. С их участием ежегодно издаются учебные пособие и методические рекомендации. За последнее время издано — 8 учебных пособий с грифом УМО, одна монография и одна книга. Всего за 5 лет -34 работы. Сотрудники кафедры -участники научно-практических конференций различного уровня. Ими опубликовано 84 статьи, в том числе 7 в журналах рецензируемых ВАК. В настоящее время под руководством профессора Е.В. Харламова готовятся к защите три кандидатские диссертации.

В рамках научно-исследовательской работы на кафедре работает студенческий научный кружок, в работе которого участвуют учащиеся 1-6 курсов. На протяжении последних пяти лет на конференциях различного уровня было представлено 54 научных студенческих работы, 15 из которых отмечены грамотами и благодарственными письмами.

На кафедре сложилась школа научно-педагогического содружества с кафедрой нормальной анатомии и гигиены РостГМУ, кафедрой анатомии и биомеханики Смоленской государственной медицинской академии, кафедрой медико-педагогических дисциплин педагогического института ЮФУ.

Элективные курсы на кафедре ФК, ЛФК и СМ для 4-5 курсов в 2016/2017 учебном году

1. Шейпинг как компонент в профессионально – прикладной физической подготовке студента – медика – ст. преподаватель Петрова Г.В.

2. Гиревой спорт – как компонент профессионально – прикладной физической подготовки студента – медика – преподаватель Добровольский А.С.

3. Здоровый образ жизни – основа профессионально – прикладной физической культуры студента – медика – ст. преподаватель Калмыкова Е.М.

4. Точечный массаж – асс. Попова Н.М.

5. История и прикладные аспекты здорового образа жизни – ст. преподаватель Петрова Г.В.

Сведения об учебно-методической деятельности за последние

5 лет

  1. Рентгенодиагностика заболеваний и повреждений позвоночника. Харламов Е.В.Сикилинда В.Д, Бабаев М.В., Волков Г.П., Дубинский А.В. Учебное пособие. — Ростов – на — Дону: Изд-во Рост ГМУ, 2013.-99с.
  2. История и прикладные аспекты ЗОЖ. Харламов Е.В., Петрова Г.В. Учебно-методическое пособие: ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздрава России, 2013.-100с.
  3. Организация учебного процесса в специальной медицинской группе. Харламов Е.В., Готадзе И.И., Попова Н.М. Учебно-методическое пособие: ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздрава России, 2013.-37с.
  4. Лечебная физкультура при ДЦП. Харламов Е.В., Голубев Г.Ш., Сафонова Л.Ф. Учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: изд-во РостГМУ, 2013.-131с.
  5. Лечебная физкультура при синдроме вегетативной дисфункции у детей и подростков. Харламов Е.В., Попова Н.М. Учебной пособие. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост ГМУ, 2013.-81с.
  6. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Харламов Е.В., Орлова С.В., Попова Н.М., Готадзе И.И.. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для преподавателей. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2014. – 129 с.
  7. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Харламов Е.В., Орлова С.В., Попова Н.М., Готадзе И.И. Учебное  пособие к практическим занятиям для студентов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост ГМУ, 2014.-190с.
  8. Рентгенодиагностика остеохондроза. Харламов Е.В., Бабаев М.В., Волков Г.П., Сикилинда В.Д. , Ерошенко О.Л. Учебное  пособие к практическим занятиям для студентов. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост ГМУ, 2014.-84с.
  9. Лечебная физкультура при заболеваниях мочеполовой системы. Харламов Е.В., Голубев Г.Ш., Сафонова Л.Ф. Учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2014.-41с.
  10. Лечебная физкультура при ревматоидном артрите. Харламов Е.В., Попова Н.М. Учебное пособие.-Рост н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015.-68с.
  11. Медицинское обеспечение и организационно-правовые аспекты занятий в специальной медицинской группе. Харламов Е.В., Попова Н.М., Рябцева О.А., Готадзе И.И., Калмыкова Е.М. Учебно-методическое пособие.-Рост н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015.-74с.
  12. Лечебная физкультура при миопии. Харламов Е.В., Сафонова Л.Ф., Голубев Г.Ш. Учебно-методическое пособие.  – Рост н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015.-56с.
  13. История и прикладные аспекты ЗОЖ. Харламов Е.В., Петрова Г.В. Методические рекомендации для студентов.-Ростов-на-Дону.-2015.-33с.
  14. 50 лет с ALMA MATER. Харламов Е.В., Склярова Е.К., Киселева О.Ф., Сидоренко Ю.А. Ростов-на-Дону: ГБОУ ВПО РостГМУ МЗ РФ, 2015 – 188с.
  15. Методические рекомендации к методико – практическим занятиям по физической культуре для студентов ЛПФ, ПФ, МПФ, СФ и ФФ / сост.: Е.М. Калмыкова, под ред. Е.В. Харламова. Ростов н/Д: Изд. РостГМУ, 2013. – 63 с.
  16. Спортивная физиология. Харламов Е.В., Попова Н.М., Жучкова И.Н. Учебное пособияе.-ГБОУ ВПО РостГМУ Миндрава России.-Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2016.-120с.
  17. История и прикладные аспекты ЗОЖ. Харламов Е.В., Петрова Г.В. Учебно-методическое пособияе.-ГБОУ ВПО РостГМУ Миндрава России.-Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2016.-136с.
  18. Наследники духовных традиций медицины. Харламов Е.В. Склярова Е.К., Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Учебное пособие.-Ростов н/Д: изд. Мини Тайп, 2016.-188с.
  19. Реабилитация больных после эндопротезирования тазобедренного сустава. Харламов Е.В.Сафонова Л.Ф., Голубев Г.Ш., Орлова С.В. Методические рекомендации.-ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ.-Ростов н\Д: Изд-во РостГМУ, 2016.-51с.
  20. Врачебно-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания учащихся. Харламов Е.В., Попова Н.М. Методические рекомендации. ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России;кафедра физической культуры, ЛФК и спортивной медицины. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016.
  21. Кредитно-модульная система оценки знаний по дисциплине «Физическая культура» на кафедре ФК, ЛФК и СМ РостГМУ: метод. рек. / сост.: Е.М. Калмыкова, под ред. Е.В. Харламова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, каф. физич. культуры, лечеб. физич. культуры и спортивной медицины. – 2-е изд. доп. —  Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016. — 50  с.
  22. План–конспекты по физической культуре для специального учебного отделения / сост.: Е.М. Калмыкова, под ред. Е.В. Харламова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, каф. физич. культуры, лечеб. физич. культуры и спортивной мед. —  Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016. — 60  с.
  23. Лечебная физическая культура и массаж в профилактике и коррекции нарушений функционального состояния позвоночника. Харламов Е.В., Кублов А.А. Кублов Р.А. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. физкультуры, лечебной физкультуры и спортивной медицины. – Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайп, 2017. – 112 с.
  24. План–конспекты по физической культуре для специального учебного отделения / сост.: Е.М. Калмыкова, под ред. Е.В. Харламова; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, каф. физич. культуры, лечеб. физич. культуры и спортивной мед. — Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2016. — 60  с.
  25. Лечебная физическая культура и массаж в профилактике и коррекции нарушений функционального состояния позвоночника. Харламов Е.В., Кублов А.А. Кублов Р.А. Учебно-методическое пособие. ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России, каф. физкультуры, лечебной физкультуры и спортивной медицины. – Ростов н/Д: Изд-во Мини Тайп, 2017. – 112 с
  1. Харламов Евгений Васильевич- зав. каф. ФК, ЛФК и СМ, д.м.н, профессор.
  2. Попова Нина Михайловна- ассистент кафедры ФК, ЛФК и СМ, к.м.н.
  3. Добровольский Александр Сергеевич — преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  4. Калмыкова Елена Михайловна- ст. преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  5. Ковтун Алексей Александрович — преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  6. Лапшов Илья Валерьевич — преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  7. Менькова Анжелика Викторовна — преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  8. Матлаускайте Кристина Витаутасовна —  преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  9. Павлов Николай Иванович — ст. преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  10. Парамонова Светлана Николаевна — преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  11. Петрова Галина Владимировна- ст. преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  12. Сорокина Анастасия Сергеевна — ст. преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.
  13. Шибанова Ирина Анатольевна — преподаватель кафедры ФК, ЛФК и СМ.

 

База курса ФК:
Количество учебных помещений (мест занятий по ФВ) — 6 приспособленных помещений:
1. Универсальный зал — 191, 25 кв.м.
2. Зал ЛФК — 61 кв. м.
3. Тренажерные залы № 1 и № 2 — общей площадью 199 кв.м.
4. Зал дартс и стрельбы из лука (общежитие № 4) — 226, 5 кв.м.
5. Зал шейпинга — 70 кв.м.
6. Учебные комнаты и вспомогательные помещения — 490,6 кв.м.
Общая площадь крытых спортивных сооружений составляет 1465,37 кв.м. Кроме того, занятия по ФВ проводятся на открытой спортивной площадке (2400 кв.м. с асфальтным покрытием) с разметками для игр в баскетбол, волейбол, мини-футбол, теннис, ручной мяч. Гимнастическая площадка — 240 кв.м.
Оборудование для занятий в беге на 100 м, 1000 м, 2000 м, 3000 м, тест Купера на пешеходных дорожках (асфальт) территории РостГМУ.
В спортивных залах проводятся методико — практические занятия по ФВ, лекционных курс читается в аудиториях РостГМУ (по общему учебному расписанию).
Кроме своих помещений для занятий ФК арендуются два спортивных зала ООО «Планета Здоровья»:спортзал площадью 1200 кв.м., спортзал площадью 400 кв.м. в осеннее-зимний период для учебных занятий.

Оснащенность кафедры современным оборудованием, приборами и техническими
средствами для обучения
Спортивные залы оснащены оборудованием (сетки, кольца, шведская лестница и т.п.) для проведения занятий и приема зачетных нормативов. Зал шейпинга оснащен видео- и аудиотехникой, гимнастическим оборудованием, тренажерами для проведения занятий по шейпингу.
База курса ЛФК и СМ:
Для проведения практических занятий используются 4 учебные комнаты: № 10 — 16,5 кв.м; № 11 — 21,4 кв.; № 13 — 12,6 кв.м; № 4 — 18 кв.м. В настоящее время для дипломного этапа учебного процесса имеется 4 комнаты. Для практического занятия по велоэргометрии используется также кабинет функциональной диагностики кафедры комната № 12 — 8,8 кв.м. и № 2 — 61 кв.м. — зал ЛФК.
Для практических занятий по врачебному контролю используются спортивные помещения кафедры. Для практических занятий по ЛФК используется также реабилитационный центр Детской городской больницы № 2.
Периодически студенты посещают Ростовский областной врачебно — физкультурный диспансер для ознакомления с работой ведущего специализированного учреждения спортивной медицины и лечебной физкультуры.

Объекты учебно — спортивной базы РостГМУ для физической культуры и спорта:

п/п

Наличие социально — бытовых условий, пунктов Форма владения Реквизиты и сроки действия правомочных документов: наименование документа, номер, дата
1 Спортивно — гимнастический городок — 2640 кв.м.

1)     Универсальная спортивная площадка — 2400 кв.м.

2)      Гимнастический городок

Оперативное управление от Минздрава РФ Кадастровый план от 07.11.2004 г. № 442/04-3761
2 Крытые спортивные сооружения (приспособленные помещения) — 1219,37 кв.м. Оперативное управление от Минздрава РФ Свидетельство о государственной регистрации права УФРС по РО от 23.08.2007 г. № 61­61-01/404/2007-452
3 Универсальный зал (приспособленное помещение)
4 Зал шейпинга (приспособленное помещение)
5 Тренажерные залы (приспособленное помещение)
6 Зал ЛФК — 61 кв.м.
7 Вспомогательные помещения — 490,62 кв.м.
8 Зал ОФП (приспособленные помещения) — 70 кв.м.(общежитие № 4 цокольный этаж) Кадастровый план от 07.11.2004 г. № 442/04-3755
9 Зал дартс и стрельбы их лука (приспособленное помещение) — 137,50 (общежитие № 4 цокольный этаж) Кадастровый план от 07.11.2004 г. № 442/04-3755
Общая площадь крытых (приспособленных помещений) спортивных сооружений и открытых спортивных площадок — 3859,37 кв.м.

 

 

 

 

В 1929 г. Советское Правительство приняло специальное постановление по вопросам физической культуры в вузах СССР.

С 1930 года во всех ВУЗах страны была введена дисциплина « Физическое воспитание».

В ростовском медицинском институте также была организована «кафедра физического воспитания и врачебной физкультуры».

•      В период с 1941 по 1948 годы самостоятельной кафедры не было. « Курс физического воспитания» был присоединён к кафедре военных наук, а «курс врачебной физкультуры» – к кафедре госпитальной терапии института.

•      В 1948 году организована самостоятельная «Кафедра физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физкультуры».

•      В 1989 г., согласно Приказу МЗ СССР, кафедра именуется:  «кафедра физического воспитания, врачебного контроля, лечебной физкультуры и здоровья»

•      С 2005 года утверждено новое название кафедры «Физическая культура, ЛФК и спортивная медицина» в соответствии с названием преподаваемых дисциплин по госстандарту Министерства образования РФ.

•      В Ростовском государственном медицинском университете в 1930 году была основана «Кафедра физического воспитания и врачебной физкультуры»,которая сейчас называется «Кафедрой физической культуры, ЛФК и спортивной медицины».

Спортивная площадка РМИ, 1930 г

Колонна студентов- медиков  —  участников городского физкультурного парада , посвященного дню 1 мая 1933 г

В 70-х годах физическая культура в вузе была на высоком уровне.

Студенты кафедры физической культуры были лучшими среди не только медицинских вузов, но и среди студентов других вузов Ростовской области и Ростова.

Занимали призовые места по игровым видам спорта

(волейбол женщины 2-е место, баскетбол – 3-е место среди вузов Минздрава РСФСР)

Спортивные достижения кафедры

•       1950-1951 — Зак Марк Евсеевич

Организатор и главный врач Ростовского областного врачебно-физкультурного диспансера.

•      1952-1954 – Модина Мария Глебовна

Преподаватель по курсу врачебного контроля и лечебной физкультуры.

•      1957-1961 – Тарасенко Евстафий Тимофеевич

Кандидат медицинских наук.

•      1961-1962- Попова Анфиса Акимовна

Кандидат медицинских наук.

1961-1967 – Эсси-Эзинг Александр Генрихович

Автора целого ряда работ по лечебной физкультуре, под чьим руководством были подготовлены две кандидатские диссертации по ЛФК

Кандидат педагогических наук, доцент

1967-1975 – Калмыков Михаил Андреевич

Большое внимание уделял учебно-методической работе и спортивно-массовой деятельности кафедры.

•      1975-1977 – Кононов Александр Павлович

Кандидат медицинских наук

Доктор медицинских наук

1978-1984 – Калинкин Леонид Александрович

При нем на кафедре широко развернулась научно-исследовательская работа.Основным направлением исследований была тематика: «Проблема психофизического сопряжения в спортивной и клинической медицине» и «Влияние физической культуры и спорта на работоспособность и эффективность обучения».

За 7 лет работы профессора Л,А. Калинкина кафедра подготовила более 100 работ, опубликованных в центральной печати, разработала 25 методических рекомендаций, получила 4 авторских свидетельств на изобретения; одно из них было отмечено золотой медалью ВДНХ.

При кафедре работал научный студенческий кружок.

Л.А.Калинкин инициатор создания цеховых и заводских физкультурных комплексов, занимающихся послетрудовой реабилитацией.

•      1985-1989 – Рысс Арнольд Александрович

Кандидат медицинских наук, заслуженный тренер РСФСР по баскетболу

С 1989г. и по настоящее время кафедрой заведует профессор, доктор медицинских наук Евгений Васильевич Харламов. Под его руководством осуществлена перестройка всех направлений деятельности кафедры, сделан акцент на научно-исследовательской работе и разработке новых современных учебно-методических пособий.  Е.В.Харламов автор более 450 научных работ и учебно-методических материалов. Он является соавтором учебника по дисциплине «Физическая культура и здоровье» для медицинских и фармацевтических вузов РФ; под его руководством подготовлены более 50 учебных пособий; получены свидетельства на 3 изобретения (патенты).

Спорт и физическая культура играет неизмеримо важную роль в достижении поставленной нашим государством цели – воспитания гармонично развитого поколения. В этой связи хотелось бы еще раз отметить: в XXI веке бескомпромиссных состязаний победит только — то поколение и тот народ, который является физически крепким и духовно зрелым, интеллектуально богатым. Система физического воспитания в условиях вуза должна способствовать формированию личной физической культуры студента, выступая его интегральным качеством, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет разработан алгоритм привлечения учащихся, студентов, населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в настоящих социально-экономических условиях. Важно определить, что необходимо сделать, чтобы выработать на различных этапах становления человека потребность заниматься физическими упражнениями и спортом всю жизнь. Естественно, что мотивация приобщения индивида к занятиям физическими упражнениями и спортом играет первостепенную роль. Ориентация студентов на творческое освоение программы по физической культуре требует упорядоченного воздействия на их интеллектуальную, эмоционально-волевую и мировоззренческую среду, так как современное представление о физической культуре личности связывается не только с развитием двигательных качеств, здоровьем, но и широтой и глубиной знаний человека, его мотивацией и мировоззрением в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Согласно приказа №337 от 20.08.2001г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицине и ЛФК» МЗ РФ, приказа №1025 от 01.12.99г. «Об организации физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» МО РФ, приказов №2715/227/166/19 от 16.07.2002 «О совершенствовании процесса физического развития в образовательных учреждениях РФ», приказа №61 Зн МЗ и CP РФ от 9 августа 2010г. студенты для реализации учебно-тренировочного раздела программы по дисциплине «Физическая культура» от 26.07.2000г. направляются врачом по спортивной медицине на основании медицинского освидетельствования в определенные медицинские группы. Студенты основной медицинской группы практический раздел программы реализуют в основном учебном отделении и спортивных секциях, подготовительной медицинской группы в подготовительном отделении, а специальной медицинской группы в специальном или лечебном учебном отделении в зависимости от состояния здоровья, от физического состояния организма, физического развития. В специальное учебное отделение (СУО) направляются студенты с низким физическим развитием, имеющие функциональные отклонения в результате приобретенного заболевания. В лечебное учебное отделение (ЛУО) в группы ЛФК направляются студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья, которые временно или длительно должны быть освобождены от практических занятий по физвоспитанию. В Ростовском медицинском университете (РостГМУ) на кафедре ФК, ЛФК и СМ разработана единая учебная программа с рейтинговой системой для всех отделений, в том числе и для лечебного отделения. Рейтинговая система предусматривает единые требования и дает возможность объективно аттестовать всех, без исключения, студентов независимо от формы проведения занятий и состояния здоровья. В РостГМУ накоплен более чем 30-летний опыт проведения занятий лечебной физкультурой с этой категорией студентов преподавателями курса спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физкультуры с целью улучшения лечебной помощи этим студентам в плане их физических наблюдений, а в дальнейшем поддержания уровня их физического состояния. Группы ЛУО формируются из студентов 1-2-3-4-5-го курсов Рост ГМУ по направлениям врача по спортивной медицине. Формы проведения занятий с этими студентами: 1 — групповые занятия, проводимые преподавателями курса врачебного контроля и ЛФК в учебные часы по физвоспитанию; 2 — ежедневные самостоятельные задания по индивидуальным занятиям в домашних условиях с ведением дневника самоконтроля. Занятия имеют свою специфику: подготовительная и заключительная части проводятся со всей группой, а основная часть включает специальную тренировку в зависимости от задач физической реабилитации. Общая тренировка проводится согласно назначенному двигательному режиму. В общую тренировку включаются элементы ППФП и ФП. Для комплексной оценки функционального состояния организма студентов, занимающихся лечебной физкультурой, определения их резервных возможностей, выявления особенностей адаптации кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам определяем у каждого студента физическую работоспособность, уровень физического состояния и степень утомления. Этот этапный контроль проводится несколько раз в году у студентов СУО и включается в стартовый, промежуточный, итоговый и рубежный рейтинг-контроли. Двигательный режим определяется врачом строго в соответствии с нозологической формой заболевания, тяжестью и динамикой его клинического течения; адаптацией студента к физическим нагрузкам, его предварительной тренированностью. В целях физической реабилитации для больных студентов используются общепринятые двигательные режимы, применяемые в амбулаторно- поликлинических условиях: щадящий, щадяще-тренирующий, тренирующий. При динамических наблюдениях в течение 2-4 семестров оценивается: прирост физической работоспособности, в %, уменьшение степени утомления, повышение силовой и скоростной выносливости, прирост УФС в относительных единицах и осуществляется переход на более высокий уровень. Перевод в СУО возможен по истечению периода реконвалесценции заболевания, значительному улучшению функционального состояния и физической подготовленности. Структура заболеваемости студентов занимающихся физической культурой в специальной медицинской группе (СМГ) в специальном (СУО) и лечебном (ЛУО) учебных отделениях проанализирована по медицинским справкам о состоянии здоровья, заболеваниях и травмах у студентов 1-2 курсов (363 человек) 2012-2013 учебного года, которые они предъявляли врачу по спортивной медицине и лечебной физкультуре для определения медицинской группы по физическому воспитанию. По результатам анализа выявлено следующие % соотношение по нозологиям у студентов СУО: болезни нервной системы — 30,81%, костно- мышечной системы — 21,23%, мочеполовой системы — 12,0%, пищеварительной системы — 10,18%, органов чувств — 9,59%, системы кровообращения — 6,98%, системы дыхания — 6,69%, эндокринной системы — 2,68%, системы крови и органов кроветворения — 0%. У студентов ЛУО % соотношение по нозологиям следующее: болезни нервной системы — 24,84%, костно-мышечной системы — 17,65%, мочеполовой системы — 9,8%, пищеварительной системы — 9,8%, органов чувств — 6,54%, системы кровообращения — 11,11%, системы дыхания — 11,11%, эндокринной системы -5,23%, системы крови и органов кроветворения — 2,61%. Также в ЛУО занимаются беременные — 1,31%. Количество студентов занимающихся физической культурой в СМГ РостГМУ составляет 27,7%. Ведущей патологией у студентов СУО и ЛУО является болезни нервной и костно-мышечной системы. Спортивно-оздоровительная и спортивно-массовая работа проводится совместно со спортивным клубом «Медик». В основу работы положены: проведение внутривузовских и межвузовских соревнований студентов, спартакиад, военно-патриотических фестивалей, соревнований, организуемых МЗ СССР и РФ. спортивно театрализованных вечеров и т.п. На кафедре ФК, ЛФК и СМ РостГМУ проводятся элективные курсы: факторы способствующие снижение веса , аэробная и анаэробная нагрузка; шейпинг как компонент в профессионально-прикладной физической подготовке студента-медика; гиревой спорт как компонент в профессионально-прикладной физической подготовке студента-медика; здоровый образ жизни – основа профессионально-прикладной физической культуры студента-медика; медицинское обеспечение фитнес, велнес и СПА технологий; а также точечный массаж. Кроме этих отдельных элективных курсов преподается в сокращенном варианте авторский курс «История и прикладные аспекты ЗОЖ». На этом курсе, который проводится в течение семестра, большое внимание в теоретическом и практическом разделе уделяется упражнениям на оздоровление и восстановление позвоночника, а также на укрепление мышц спины, что в данном случае необходимо знать и уметь делать каждому. Упражнения выполняются в четырех положениях: стоя, сидя, лежа на спине, лежа на животе. Базовые движения повторяются неоднократно до полного освоения. Используется методика основных упражнений хатха-йоги и тайцзы-цюань для более осознанного управления своим телом. Большое внимание уделяется упражнениям на равновесие и укрепление вестибулярного аппарата. Упражнения на укрепление позвоночника подразделяются по отделам — упражнения на шейный, грудной, поясничный отдел и крестец. Реабилитация студентов с заболеваниями позвоночника проводится в лечебной учебной группе, под наблюдением врача по лечебной физкультуре. Упражнения для органов зрения очень важны, т.к. глаза у студентов подвергаются очень большой нагрузке. На авторском курсе постепенно, поэтапно, с самого первого занятия разучиваются, закрепляются и постоянно выполняются даже на лекциях и семинарах упражнения для глаз (8-10 упражнений), а также одновременно для глаз и шейного отдела позвоночника и упражнения для плечевых суставов, что помогает расслабиться и отдохнуть. Авторский курс входит в новую программу ФГОС 3 и получил хорошие отзывы студентов РостГМУ, которые его прошли. ВУЗ реализует программу «ВУЗ здорового образа жизни». На кафедре ФК, ЛФК и СМ введены новые элективы по ЗОЖ для студентов, проявляющим интерес к здоровому стилю современной жизни — «Здоровый образ жизни — основа профессионально-прикладной физической культуры студента- медика». Также кафедра ФК, ЛФК и СМ предлагает проводить выездные семинары для студентов и сотрудников, в которых на протяжении 3-7 дней, на практике будут осваиваться те необходимые упражнения, самомассаж, релаксация и другие. Программа этих семинаров разработана на кафедре и ждет своей реализации и финансирования. Организованы и успешно функционируют 24 сборных команды в спортивных секциях. Одной из новаций надо считать планирование спортивной работы на Олимпийский цикл (4 года), нашедший выражение в Приказе ректора РостГМУ. Особое место в спортивной работе занимают соревнования спортивно- военно- патриотического характера: ежегодный итоговый спортивный вечер в День Победы, с приглашением лучших спортсменов, преподавателей и ветеранов. В стенах РостГМУ были воспитаны выдающиеся спортсмены-студенты: Гурвич Л.- заслуженный мастер спорта по стендовой стрельбе, чемпион мира, Европы. СССР; Озерова Е. — мастер спорта по легкой атлетике, чемпион СССР; Скибенко С. — мастер спорта международного класса по легкой атлетике, чемпион СССР; Дементьев В. — мастер спорта СССР по легкой атлетике; Васильева В. — чемпионка РСФСР по прыжкам в длину; Федорова Ю. — мастер спорта СССР по художественной гимнастике, призер чемпионата СССР и чемпионка РСФСР. Для фактора личностного развития используется в качестве критерия профессионального становления личности показатель корреляции группового представления студентов об идеале личности врача. Кафедра ФК, ЛФК и СМ может с гордостью говорить об эталонной модели врача на примере врачей, работающих или работавших раньше в Рост ГМУ и добившихся успехов как в профессиональной деятельности, так и на стезе спортивных достижений. Можно перечислить в качестве примера член- корреспондент АМН П.П. Коваленко (шахматы); проф. — микробиология А.И. Поляк (KMC — теннис настольный); проф. В.П. Терентьев (KMC — теннис настольный); проф. В.П. Омельченко (подводное плавание); проф. Ю.Г. Эланский (бадминтон); доц. врач-педагог В.Г. Беспалова (МС СССР — велоспорт); доц. С.П. Матуа (KMC — настольный теннис); доц. А.В. Евтушенко (KMC — теннис настольный); врач — хирург Т.В. Прохоров (заслуженный тренер РФ, МС СССР — лёгкая атлетика). С позиций интериоризационного анализа и нашей точки зрения (Харламов Е.В. 2009) наиболее оптимальной формой спортивно-массовой работы, является интеграционная, т.е. стирающая социальные, половые и возрастные различия в процессе участия человека в том или ином виде массовых соревнований. Интеграционные формы спортивно-массовой работы как наиболее демократичные формы социальных отношений в физической культуре в РостГМУ представлены в следующих видах: военно- патриотические фестивали; турниры Дней воинской славы России; открытые турниры-мемориалы памяти выдающихся личностей; международные и региональные турниры по наиболее доступным и массовым видам спорта. В интеграционных видах важным является не столь первенство личности, а дружеское соревнование и общение участников. Данная форма физкультурно-оздоровительной работы включена в программы Школ здоровья диабета, астмы и др. Ежегодно в университете проводится легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы. В 2003 году кафедра и СК «Медик» выступила инициатором и провела первый городской военно-патриотический фестиваль, посвященный Дню защитника Отечества, в котором приняли участие 15 вузов города и первую спартакиаду медицинских вузов ЮФО РФ. За время существования кафедры ФК, ЛФК и СМ подготовлено более 100 спортсменов массовых разрядов, более 300 перворазрядников. С 1958 по 1990 г.г. кафедра обеспечивала работу студенческого оздоровительно-спортивного лагеря института на Черноморском побережье (Лоо. Архипо-Осиповка, Вардане, Дагомыс), в которых отдохнуло около 800 студентов (ст. преподаватель Г.И. Семенов — мастер спорта по волейболу, неоднократный чемпион РСФСР). Спортивная медицина и ЛФК преподается для студентов 6-го курса на базе кафедры и реабилитационных центров города Ростова-на-Дону. Это направление ведет зав. кафедрой Е.В. Харламов, доцент С.В. Орлова, асс. Н.М. Попова, асс. И.И. Готадзе. Постдипломная подготовка врачей по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» организована на кафедре с 1993-94 уч. года. Создана программа, утвержденная ЦМК РГМУ (1996 г.), ряд учебно- методических материалов (тесты, ситуационные задачи, компьютерный вариант тестирования и т. п.). В 2002и2013г г. разработан пакет документов для лицензирования ординатуры по специальности «ЛФК и СМ» и аспирантуры по специальности «Восстановительная медицина», утвержденный МЗ РФ и МВО РФ. На базе кафедры с 2000 г. был открыт курс ФПК для повышения квалификации врачей и первичной профессиональной подготовки специалистов по специальности ЛФК и СМ. В этой работе принимает участие ГУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер Ростовской области» (в настоящее время «Центр восстановительной медицины и реабилитации Ростовской области №1»: главный врач, доктор мед.наук, засл.врач РФ С.В. Ходарев). С 2003г. этот курс включён для преподавания на кафедре ФПК врачей «Травматология и ортопедия, лечебная физкультура и спортивная медицина». Преподаватели проводят воспитательную работу со студентами по плану воспитательной работы на кафедре ФК, ЛФК и СМ и спортивного клуба «Медик» РостГМУ : № Наименование мероприятия Сроки выполнения Ответственные исполнители 1. Проведение анкетирования студентов 1 курса с целью выявления наиболее социально-активных студентов, выявление их организаторских, творческих способностей, спортивных достижений Сентябрь Все преподаватели 2. Массовые физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия, согласно календарному плану 2012-2013 учебный год Коллектив кафедры ФК, ЛФК и СМ, спортивны клуб «Медик» 3. Ознакомление студентов с историей и традициями кафедры ФК, ЛФК и СМ октябрь Все преподаватели 4. Участие в работе научного кружка в работе кафедры ФК, ЛФК и СМ Последняя среда каждого месяца Орлова С.В. 5. Проведение бесед из цикла : «Здоровье и здоровий образ жизни» ноябрь Все преподаватели 6. Проведение бесед о личной гигиене, врачебного самоконтроля, первой медицинской помощи, охране здоровья декабрь Все преподаватели 7. Проведение праздничных спортивных мероприятий , посвященных международному женскому дню «8 марта» март Кротов П.А. 8. Участие в традиционном массовом пробеге «Ростовское кольцо», посвященном памяти погибших в ВОВ 1 апреля Кротов П.А 9. Международный день Здоровья, участие в движении «ВУЗ здорового образа жизни» 7 апреля Кротов П.А. 10. Проведение военно-спортивного фестиваля Защитников Отечества май Кротов П.А 11. Участие в организации и проведении спартакиады на первенство Рост ГМУ, посвященной Дню Победы май Кротов П.А. 12. Элективные курсы в течение года Все препод

23.03.2017

Объявления для студентов



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих