Образование

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

Элланский

Элланский Юрий Геннадьевич

доктор медицинских наук,

профессор, заведующий кафедрой,

рабочий телефон +7(863) 250-41-99

Начальник учебной части — Айвазян Шогик Грандовна.

 

 

Адрес кафедры: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, в правом крыле I этажа Учебно-лабораторного корпуса

Схема расположения кафедры


На кафедре общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины преподаются 2 дисциплины: История медицины; 2. Общественное здоровье и здравоохранение, а также вариатив «Экономика здравоохранение». Преподавание  дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» осуществляют зав.кафедрой профессор, д.м.н. Элланский Юрий Геннадьевич, профессор кафедры, д.м.н. Чернецкий Оскар Евгеньевич, ассистенты Айвазян Шогик Грандовна и Якименко Лилия Альбертовна. Курс истории медицины ведут доцент, к.м.н. Зарубинская Любовь Григорьевна и ст. преподаватель, к.м.н. Худоногов Игорь Юрьевич. Общественное здоровье и здравоохранения входит в программу преподавания студентам следующих факультетов: лечебно-профилактический, учебно-военный центр, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический. Общественное здоровье и здравоохранения преподается на 3-4 курсах. История медицины преподается студентам следующих факультетов: лечебно-профилактический (1-й курс), педиатрический (1-й курс) медико-профилактический (1-й курс) и стоматологический (2-й курс).

Аннотация рабочей программы «История медицины» для ЛПФ

Аннотация рабочей программы «Общественное здоровье и здравоохранение» для ЛПФ

Аннотация рабочей программы «История медицины» для ПФ

Аннотация рабочей программы «Общественное здоровье и здравоохранение» для ПФ

Аннотация рабочей программы «История медицины» для СФ

Аннотация рабочей программы «Общественное здоровье и здравоохранение» для СФ

Аннотация рабочей программы «Экономика здравоохранения» для СФ

Курс социальной гигиены на медицинском факультете Ростовского (Донского)  университета был введен в 1922 году при кафедре экспериментальной гигиены. В 1928 году была создана самостоятельная кафедра социальной гигиены, которую возглавил профессор Режабек Ярослав Вячеславович, гигиенист по специальности, заведующий кафедрой общей гигиены. На базе возникшей кафедры были введены два доцентских курса: по истории здравоохранения и гигиене труда. Первый курс читал доцент Кокин Яков Маркович, второй – Понизовский Михаил Соломонович.

 

С 1930 года медицинский факультет выделился в самостоятельный Ростовский медицинский институт. Работу по руководству кафедрой социальной гигиены возглавил доцент Кокин Яков Маркович.. В январе 1953 года доцентский курс гигиены выделился в самостоятельную кафедру, во главе которой остался Кокин Я.М.. В этот момент на кафедре социальной гигиены работали: доцент Кокин Я.М. и ассистенты Менихес М.А., Лютович Л.А., Орлов В.А., Рубаха С.И., Аверкиев А.Я., Резников М.Л., Автомонов А.Р.

 

 

 

 

 

С  1932 года  кафедру социальной гигиены возглавил профессор, доктор медицинских наук Дыхно Михаил Альбертович. С его приездом завершился организационный период становления кафедры социальной гигиены Ростовского медицинского института. В 1933 году на базе кафедры был создан научно-исследовательский институт организации здравоохранения и социальной гигиены Краевого здравотдела. Его штат состоял из 20 человек, в числе которых были и сотрудники кафедры социальной гигиены. Здесь трудились директор  института профессор Дыхно М.А., доцент Кокин Я.М., врачи Клячкин М.С., Цалкин М.А., Орлов В.А.

     С 1937 года по 1941 год кафедру возглавлял доцент Менихес Михаил Александрович. В это время была осуществлена значительная работа по составлению методики практических занятий со студентами, особое внимание уделялось методике преподавания санитарной и вариационной статистики.

     В 1943 году  заведующим кафедрой был назначен заслуженный врач РСФСР, бывший ассистент Орлов Владимир Алексеевич.

      В 1952 году на должность заведующего кафедрой по конкурсу был избран доктор медицинских наук, профессор, Ершов Георгий Филиппович, до этого работавший в Пермском медицинском институте. Опытный педагог и эрудированный организатор здравоохранения, он внес в педагогический процесс и в методику преподавания организации  здравоохранения существенные изменения, ввел семинарские занятия вместо практиковавшихся ранее микролекций.

     В мае 1961 года на должность заведующего кафедрой по конкурсу был избран доктор медицинских наук, профессор Громов Александр Сергеевич, который до того работал начальником отдела в Центральном аппарате Минздрава СССР и много лет был директором Днепропетровского научно-исследовательского института санитарно-гигиенического профиля.

                                                                                                        

       С 1968 года по 1989 год кафедрой заведовал профессор Чернецкий Оскар Евгеньевич, опытный врач-практик и организатор здравоохранения. Кафедра продолжала развивать лучшие традиции отечественной социальной гигиены и организации здравоохранения, внося солидный вклад в разработку медико-социальных проблем, имеющих теоретическое и прикладное значение; проводилась кропотливая работа по подготовке научно-педагогических кадров и организаторов здравоохранения. Основным научным направлением кафедры в этот период являлось изучение социально-гигиенических и социально-экономических проблем здоровья населения, в том числе вопросов демографии и организации здравоохранения. Под руководством профессора Чернецкого О.Е. выполнено 3 докторских и 16 кандидатских диссертаций. Профессор О.Е. Чернецкий является для нас всех примером творческого долголетия и одним из немногих активно работающих в вузе старейших профессоров. 1 марта 2016 года профессору Чернецкому О.Е. исполнилось 92 года.

         С 1989 года по настоящее время кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор Элланский Юрий Геннадьевич, имеющий большой опыт преподавательской, научной и административной работы. Под руководством профессора Элланского Ю.Г. проводится большая работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения преподавания общественного здоровья и здравоохранения и истории медицины и активному проведению научных исследований по актуальным проблемам здравоохранения и общественного здоровья. Это позволило кафедре занять высокое место в рейтинге аналогичных кафедр России.

        Кафедра тесно сотрудничает с органами здравоохранения и социальной защиты населения по вопросам подготовки врачебных кадров, планирования и организации работы учреждений здравоохранения и социальной защиты, научного обоснования мероприятий по модернизации здравоохранения.

         К 2016 году на кафедре защищено 8 докторских, 60 кандидатских диссертаций, в том числе 15 – сотрудниками кафедры и 45 – практическими врачами. Издано 4 учебника с грифом Министерства образования и науки РФ, 2 – с грифом УМО, 24 монографии, 48 учебно-методических пособий, 10 сборников научно-практических конференций, свыше 600 научных статей, подготовлено 14 аспирантов, 30 ординаторов, 2 интерна.

1.Чернецкий Оскар Евгеньевич, профессор, доктор медицинских наук.

2.Худоногов Игорь Юрьевич, старший преподаватель, кандидат медицинских наук.

3.Зарубинская Любовь Григорьевна, доцент, кандидат медицинских наук.

4.Айвазян Шогик Грандовна, ассистент.

5.Якименко Лилия Альбертовна, ассистент.

В связи с принятием ФГОС кафедрой проводится большая работа по созданию учебно-методических комплексов. Разработаны и утверждены рабочие программы по следующим дисциплинам и направлениям подготовки (факультетам): «Общественное здоровье и здравоохранение» — ФПК и ППС «Аспирантура»; «Общественное здоровье и здравоохранение» — «Медико-профилактическое дело»; «Общественное здоровье и здравоохранение» — «Лечебное дело»; «Общественное здоровье и здравоохранение» — «Стоматология»; «Общественное здоровье и здравоохранение» — «Педиатрия»; «История медицины» — «Лечебное дело» «История медицины» — «Педиатрия»; «История медицины» — «Медико-профилактическое дело»; «История медицины» — «Стоматология».
По всем преподаваемым курсам составлены уточненные календарно-тематические планы чтения лекций и проведения практических (семинарских) занятий. По всем темам практических занятий разработаны вопросы текущего контроля знаний студентов, а также рейтингового контроля. По истории медицины рейтинговый контроль включает 115 вопросов по 6 темам для студентов стоматологического факультета, 125 вопросов по 9 темам для студентов педиатрического и медико-профилактического факультетов. По общественному здоровью и здравоохранению рейтинговый контроль включает 360 вопросов по 9 темам.  В связи с преподаванием «Общественного здоровья и здравоохранения» на стоматологическом факультете было издано учебное пособие с грифом УМО «Общественное здоровье и здравоохранение для студентов обучающихся по специальности – «стоматология» часть 1 (9,0 пл.), часть 2 (21,0 пл.). Начиная с 2015 года для студентов ЛПФ, УВЦ, ПФ, МПФ, СФ факультетов были издана следующая учебно-методическая литература: «Общественное здоровье и здравоохранение. Экономика здравоохранения» Задачи для самостоятельной работы студентов (объем 18,9 п.л., 2015г.); «Практическое использование статистических методов в общественном здоровье и здравоохранении»; учебник «Общественное здоровье и здравоохранение». Часть 1 (9,4 п.л., 2016г.), учебное пособие для студентов МПФ «Общественное здоровье и здравоохранение» с грифом ЦМК РостГМУ (33 п.л., 2016г.). Под грифом ЦМК РостГМУ изданы следующие учебные пособия для студентов: «Практическое использование статистических методов в общественном здоровье и здравоохранении» (2015г.), «Характеристика здравоохранения как составной части социальной сферы. Организация первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Организация медицинской помощи городскому населению»(2015г.); «Организация медицинской помощи сельскому населению» (2015г.); «Современные методы изучения и оценки общественного здоровья. Методика изучения и анализа медико-демографических показателей» (2015г.); «Методика изучения и анализа заболеваемости населения» (2015г.); «Экспертиза трудоспособности» (2015г.); «Организация акушерско-гинекологической помощи» (2015г.); «Организация медицинской помощи детскому населению» (2015г.). Для преподавателей кафедры издано методическое руководство для проведения практических занятий «Общественное здоровье и здравоохранение» (2015г.).

  1. Организована тематическая учебная комната по истории медицины с 5 наглядными стендами, отражающими разные исторические этапы развития медицины.
  2. Мультимедиа проектор – 1.
  3. Мультимедийные лекции по общественному здоровью и здравоохранению – 23.
  4. Мультимедийные лекции по истории медицины – 8.
  5. Компьютеры – 2.
  6. Принтеры – 1.
  7. Задачи для освоения профессиональных компетенций студентами всех факультетов по общественному здоровью и здравоохранению, экономике здравоохранения, планированию и финансированию здравоохранения, анализу отчетных форм управления Роспотребнадзора в субъекте Федерации.
  8. Электронные версии вопросов тестового контроля по теоретическим разделам общественного здоровья и здравоохранения и истории медицины.
  9. Электронные версии оценки освоения профессиональных компетенций студентами ЛПФ, ПФ, МПФ, СФ.

 

Воспитательная работа является важнейшим компонентом образовательной деятельности кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины и осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеурочное время.

Планирование, организация и проведение воспитательной работы на кафедре строится на основании требований Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России» и другими законодательными и правовыми актами, регламентирующие воспитательную работу, приказами и распоряжениями ректора университета.

   Основными целями воспитательной работы являются:

  • воспитание гражданина современной России — личности высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой, способной к профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые решения;
  • формирование у обучающихся нравственных, духовных и культурных ценностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
  • совершенствование условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга обучающихся во внеурочное время;

Для достижения воспитательных целей предполагается решение целого комплекса воспитательных задач. Основными из них являются:

  • максимальное усиление воспитательной составляющей учебного занятия;
  • организация гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
  • научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий, форм и методов воспитательной деятельности;
  • изучение проблем студенчества и организация психологической поддержки, консультативной помощи;
  • организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди обучающихся;
  • проведение научно-просветительских и культурно-массовых мероприятий, организация досуга обучающихся;
  • формирование экологического сознания, системы этических и эстетических идеалов и ценностей;
  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни;
  • информационное обеспечение обучающихся, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации.

Для обеспечения повседневного руководства учебно-воспитательным процессом в группах приказом ректора назначены кураторы студенческих групп. Работа кураторов строится в соответствии с «Положением о кураторе студенческой группы», основными направлениями и формами работы комплексного плана воспитательной работы с обучающимися РостГМУ на учебный год.

В 2016-2017 учебном году кураторами групп являются заведующий кафедрой, профессор Элланский Ю.Г. (2группа СФ 3 курс), ассистент Айвазян Ш.Г. (1группа СФ 3 курс).

Кураторы совместно с профессорско-преподавательским составом и общественными организациями через актив группы и ее студентов организуют общественную и культурную жизнь в группе, способствуя формированию дружного, сплоченного коллектива с целью подготовки высококвалифицированных и всесторонне развитых специалистов с высшим образованием и формирования у них активной жизненной позиции. Куратор реализует следующие задачи:

  • знакомство студентов с организацией учебного процесса, Уставом ВУЗа, Правилами внутреннего распорядка университета, обязанностями
    обучающегося;
  • этическим кодексом студента РостГМУ;
  • создание сплоченного коллектива в группе, работа по формированию актива группы;
  • работа по адаптации студентов к новой системе обучения, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;
  • оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности и развитию различных форм студенческого самоуправления;
  • информирование заведующего кафедрой и преподавателей об учебных делах в академической группе, о запросах, нуждах и настроениях студентов.

Для решения воспитательных и учебных задач в группе куратор использует различные формы и методы работы, основными из которых являются: привлечение студентов к работе в научных обществах, беседы, диспуты, встречи с ветеранами ВОВ, спорта, труда, деятелями науки и искусства, экскурсии по историческим местам, культпоходы и т.д.

 

В период с 2001 по 2005 гг. кафедрой выполнялась комплексная НИР на тему: «Современные медико-социальные проблемы общественного здоровья и здравоохранения» (научный руководитель — проф. Ю.Г. Элланский), а с 2006г. по настоящее время комплексная НИР «Научная разработка проблем реформирования здравоохранения и улучшения общественного здоровья» (научный руководитель — проф. Ю.Г. Элланский). Указанная НИР исходит из задач реализации плана социально-экономического развития здравоохранения России до 2020 года, предусматривающего существенный экономический рост, увеличение финансирования социальной сферы, в том числе системы здравоохранения, проведение системных структурных реформ в здравоохранении, улучшение общественного здоровья.

Планируемые в рамках данной темы исследования основаны на недостаточной эффективности работы всей системы здравоохранения, в том числе и отдельных медицинских организаций, что в значительной степени обусловлено недостаточным уровнем финансирования, отсутствием правовых механизмов и экономических стимулов к совершенствованию деятельности медицинских учреждений вообще и амбулаторно-поликлинических учреждений в частности. Существенное значение имеют факторы, направленные на более эффективное использование «человеческого капитала».

В выполнении НИР принимают участие все преподаватели кафедры.

Комплексирование НИР осуществлялось с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (г. Москва), Минздравом Ростовской области, Министерством труда и социальной защиты Ростовской области, Управлением Роспотребнадзора в Ростовской области, кафедрами РостГМУ (инфекционных болезней, внутренних болезней №1, нервных болезней и нейрохирургии, управления и экономики здравоохранения ФПК и ППС, гигиены ФПК и ППС, детских болезней №4 ФПК и ППС и др.).

Практическими врачами защищена 1 докторская (Пакус И.А.) и 12 кандидатских диссертаций: Грошилина О.В.,         Хоменко И.Ю.,   Абоян М.Е., Тутаева Е.Ю., Лукьянова Н.Н., Пискунова С.Г., Руденский О.В., Ивенская Т.А., Калинина Т.С., Хлынин С.В., Илюхина О.В., Кудинова Н.А.

В настоящее время выполняются диссертации: 1 докторская (ст. преподаватель кафедры Худоногов И.Ю.) и 2 кандидатские диссертации (аспиранты Михаленова И.И, Якименко Л.А.) (научный консультант и руководитель — проф. Ю.Г. Элланский).

За указанный период (2002-2016гг.) кроме подготовки научных кадров сотрудниками кафедры издано 16 учебников и 24 учебных пособия, 7 методических разработок, 1 монография, 105 журнальных статей, из них 22 – в рецензируемых ВАК изданиях.

В практику внедрены следующие научные разработки:

  • Предложения по оптимизации структуры и мощности стационаров г. Ростова-на-Дону.
  • Модель для оперативного управления качеством стационарной медицинской помощи на муниципальном уровне.
  • Предложения по развитию стоматологической помощи населению на региональном и муниципальном уровнях.
  • Предложения по улучшению клинико-эпидемиологических и организационных мер, направленных на снижение заболеваемости и смертности населения от острого инфаркта миокарда.
  • Предложения по оптимизации системы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов вследствие ДЦП.
  • Нормативы УЗИ-исследований для взрослого населения при различных видах патологии, кадрового и материально-технического обеспечения городской службы УЗИ-исследований.
  • Предложения по развитию сети отделений восстановительного лечения и оптимизации их работы.
  • Методические подходы к организации работы «Школ бронхиальной астмы» для детей.
  • Предложения в Целевую программу Ростовской области на 2007-2010 годы по улучшению демографической ситуации.
  • Система мероприятий по повышению эффективности пародонтологической помощи на муниципальном уровне (г. Шахты Ростовской области).
  • Предложения по совершенствованию профилактики гинекологических заболеваний, учитывающие влияние различных медико-социальных факторов формирования определенного типа самосохранительного поведения и особенности оказания гинекологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях на муниципальном уровне.

На кафедре работает кружок МНО. Работа кружка строится по принципу индивидуальной работы преподавателей со студентами.

Студенты могут выполнить как реферативную (подготовка научных обзоров), так и самостоятельную НИР. По вопросам работы в кружке можно обращаться ко всем преподавателям кафедры. На кафедре имеется ординатура по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и аспирантура по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение».

На протяжении последних пяти лет тематика НИР, выполняемых студентами, следующая:

Научный руководитель – профессор Элланский Ю.Г.

Медико-социальные проблемы здоровья медицинских работников.

Доказательная медицина, ее методические основы.

Изучение мотивационных факторов здорового образа жизни у современной молодежи.

Медицинская грамотность студентов ВУЗов г. Ростова-на-Дону и ее влияние на здоровье.

Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в РостГМУ.

Профессиональная и социальная готовность выпускников РостГМУ к самостоятельной врачебной деятельности.

Научный руководитель – доцент Зарубинская Л.Г.

Ростовский государственный медицинский университет, становление и основные вехи славного пути.

Выпускники Ростовского государственного медицинского института 1941 года – фронту.

Иван Демидович Богатырев – от военного врача до организатора здравоохранения.

Научный руководитель – ст. преподаватель Худоногов И.Ю.

Динамика, факторы и социально регулирование демографических процессов в Ростовской области.

Заболеваемость населения Ростовской области – социологическая верификация показателей.

Медико-социальные аспекты повышения качества медицинской помощи, оказываемой населению Ростовской области.

Мотивационные основы профессиональной деятельности медицинских работников.

Социологическое моделирование самосохранительной активности населения.

Заседания кружка проводятся регулярно, согласно ежегодным планам. На заседании кружка заслушиваются результаты НИР, выполненной студентами, проходит обсуждение докладов, определяются основные направления дальнейшей исследовательской работы.

Ежегодно лучшие доклады студентов представляются на итоговые научные конференции молодых ученых РостГМУ, а студенты, проявившие интерес к вопросам общественного здоровья и организации здравоохранения, рекомендуются для обучения в ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Большинство рекомендованных продолжают обучение в аспирантуре при кафедре. За последние 10 лет работа научного студенческого кружка среди кафедр медико-профилактического факультета на итоговых научных конференциях МНО РостГМУ оценивалась следующим образом:

2002 год, 56 научная конференция — I место, кубок, почетная грамота.

2003 год, 57 научная конференция — I место, переходящий кубок.

2004 год, 58 научная конференция — III место, почетная грамота.

2005 год, 59 научная конференция — II место, почетная грамота.

2006 год, 60 научная конференция — III место, почетная грамота.

2007 год, 61 научная конференция — II место, почетная грамота.

2008 год, 62 научная конференция — II место, почетная грамота.

2009 год, 63 научная конференция — I место, переходящий кубок.

2010 год, 64 научная конференция — I место, переходящий кубок.

2011 год, 65 научная конференция — III место, почетная грамота.

2013 год, 67 научная конференция — I место, переходящий кубок.

Все студенты, выступавшие на конференции, отмечены грамотами или благодарностями ректората. Ежегодно в кружке занимаются от 22 до 48 студентов преимущественно всех курсов.

01.02.2017

Объявления для студентов



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих