Образование

Кафедра болезней уха, горла, носа

На кафедре болезней уха, горла, носа РостГМУ ведется преподавание дисциплины – «оториноларингология» студентам, осваивающим образовательные программы по специальностям:

•        специальность 31.05.01  – лечебное дело;

•        специальность 31.05.02  – педиатрия;

•        специальность 32.05.01 – медико-профилактическое дело;

•        специальность 31.05.03  – стоматология;

Преподавание на кафедре ведется в соответствии с типовыми учебными программами. Оториноларингология преподается студентам 5 курса ЛПФ, ПФ, МПФ, ФВО и студентам 4 курса СФ.

Для студентов всех факультетов на кафедре длительный период времени ведется элективный курс «Вопросы неотложной ЛОР патологии».

Волков

Волков Александр Григорьевич

заведующий кафедрой
доктор медицинских наук, профессор
Заслуженный врач РФ
рабочий телефон +7(863)232-37-54

 

Золотова Татьяна Викторовна

начальник учебной части
доктор медицинских наук, профессор

Адрес кафедры: 

344000, г.Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 105., МБУЗ «Городская больница №1 им Н.А.Семашко г. Ростова на Дону».  ЛОР корпус, цокольный этаж (4 подъезд).
Тел.: +7 (863) 250-06-59

Подробнее … .

Деятельность кафедры

Аннотация рабочей программы «Оториноларингология» для МПФ

Аннотация рабочей программы «Оториноларингология» для ЛПФ

18 декабря 1923 года в истории оториноларингологии города Ростова-на- Дону произошло знаменательное событие – была открыта ЛОР клиника медицинского факультета Северо-Кавказского госуниверситета. Сейчас кафедра болезней уха, горла, носа РостГМУ – ведущий методический, научный и клинический центр оториноларингологии Юга России.

Формирование Ростовской школы оториноларингологов проходило под влиянием ведущих научных центров нашей страны, прежде всего Санкт- Петербургской и Московской школ. Исторически истоки кафедры связаны с именами профессоров Н.П.Симановского, М.Ф.Цытовича, Л.Е.Комендантова.

Основателем кафедры был профессор Леонид Ефимович Комендантов. К сожалению, в Ростове не осталось ни одного из учеников профессора Л.Е.Комендантова – большая их часть последовала за учителем в Санкт- Петербург, остальных уже нет с нами. Поэтому сведения о жизни и деятельности Леонида Ефимовича можно почерпнуть только из официальных источников. Но, даже из сухих строк официальных приветствий и некрологов видно, какой яркой, неординарной личностью был профессор Л.Е.Комендантов. Его имя наряду с именами Н.А.Богораза, Н.И.Напалкова, П.И.Бухмана, П.И.Эмдина, К.Х.Орлова и др. золотыми буквами вписано в историю нашего университета.

Леонид Ефимович Комендантов родился 8 февраля 1883 года в г.Рыбинске Тверской губернии в семье народного учителя. В 1900г. по окончании Рыбинской гимназии Леонид Ефимович поступил в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию, которую окончил в 1907 году с отличием.

После окончания ВМА, Леонид Ефимович 4,5 года служил военным врачом сначала в Симферопольском лазарете, затем – в Варшавском Уяздовском госпитале, где состоял ординатором ушного отделения. В Варшаве Л.Е.Комендантов сдал докторантские экзамены при Варшавском университете и начал работу в патологоанатомической лаборатории под руководством профессора Пожарисского.

После окончания обязательного срока службы в 1912 году, Л.Е.Комендантов приезжает в Москву, надеясь продолжить научную работу. Он работает ординатором ушного отделения Московского генерального Петра I госпиталя, продолжая научную работу в лаборатории профессора Никитина. Условия работы были трудными, приходилось много работать, времени для науки почти не оставалось. Поэтому Леонид Ефимович с радостью принял предложение профессора М.Ф.Цытовича работать ассистентом ЛОР клиники в Саратове.

История Саратовской ЛОР клиники и института физиологии верхних дыхательных путей известна – они были построены на средства Н.П.Симановского и принесены в дар родному городу. Симановский поставил только одно условие – заведующим клиникой должен быть профессор М.Ф.Цытович. Таким образом, Саратовская клиника по кадровому составу и направлению научной работы была исключительно близка ВМА. И, не случайно, профессор М.Ф.Цытович приглашал к себе на работу наиболее талантливых выпускников ВМА, которых он знал лично. В их числе был и Л.Е.Комендантов. В 1915 году был организован перевод Леонида Ефимовича по военной службе в Саратов младшим ординатором 99 сводного эвакогоспиталя, где он служил до 1919 года, работая одновременно в клинике.

В 1919 году Л.Е.Комендантов защитил докторскую диссертацию «Патологоанатомические особенности височной кости при рахите и их значение в патологии уха». Диссертация, изданная в виде монографии, сразу сделала имя Л.Е.Комендантова известным не только в России, но и за рубежом, несмотря на неблагоприятные условия, – шла I Мировая война, и большое значение имели прикладные работы по травмам и ранениям ЛОР органов.

С 1917 года Комендантов – приват-доцент, с 1918 года – профессор Высших женских курсов и, вскоре — Саратовского университета.

Двадцатые годы – годы разрухи, построения нового социалистического государства. Квалифицированных кадров не хватало, особенно в высших учебных заведениях. Прежде всего, это относилось к оториноларингологии, которая оформилась как самостоятельная научная и клиническая дисциплина в России только в 1893 году. Таких ученых и клиницистов, как профессор Л.Е.Комендантов в России были единицы, поэтому ему было поручена организация ЛОР кафедры в Перми. В 1921 году он в пустом школьном здании организовал ЛОР клинику и, в течение 2-х лет вел преподавание болезней уха, горла и носа. В 1923 году профессор Л.Е.Комендантов получил приглашение занять кафедру одновременно в Ростове и Казани. Он выбрал Ростов, куда эвакуировался Варшавский университет, помня свою работу, которую он начинал под руководством профессора Пожарисского.

18 декабря 1923 года была официально открыта кафедра оториноларингологии медицинского факультета Северо-Кавказского университета. Открытию кафедры предшествовал короткий, но сложный подготовительный период – не было приспособленных помещений, инструментария, оборудования и, что самое главное, не было квалифицированных педагогических и клинических кадров. В университете работали многие профессора – выпускники ВМА, такие как Н.А.Богораз, П.И.Бухман и др., которые помогли профессору Л.Е.Комендантову в организации и оснащении клиники и кафедры. Стационар был организован в клиническом городке в отремонтированном здании. Были развернуты отделения на 40 коек, рентгеновский кабинет, гистологическая и биохимическая лаборатории, физиотерапевтический кабинет, ингаляторий, амбулатория с 12 кабинетами и просторным вестибюлем. Для обеспечения учебного процесса были организованы хорошо оборудованная лекционная аудитория и учебный музей. В цокольном этаже размещались муляжный кабинет и экспериментальная операционная.

После организации кафедры преподавание оториноларингологии стало обязательным. Первыми преподавателями, обеспечивающими как руководство клинической и научной работой, так и учебный процесс, стали А.М.Рейнус и И.М.Круковер.

Семилетний период работы в Ростове – апогей творческой деятельности профессора Л.Е.Комендантова, период формирования его научной школы. После переезда в Ленинград практически все его ученики ростовского периода или последовали за ним – П.М.Обуховский, М.П.Могильницкий, Г.А.Авзурагова или заняли кафедры оториноларингологии в других городах СССР – А.М.Рейнус (Симферополь), И.М.Круковер (Иркутск), Н.Д.Ходяков (Рига), А.А.Арутюнов (Ереван), М.С.Медведовский (Иваново-Франковск).

Научные интересы профессора Л.Е.Комендантова были чрезвычайно широкими. Профессор Комендантов является автором около ста научных работ, его учениками, под непосредственным его руководством, опубликовано около 300 работ. Одно из направлений научной работы Леонида Ефимовича – морфологическое, начало которому он положил в докторской диссертации. В монографии, посвящённой нормальной и патологической анатомии височной кости в онтогенезе, он писал, что миксоидная ткань, заполняющая сосцевидный отросток у новорожденного может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на формирование и функционирование звукопроводящей системы в зависимости от условий, в которых развивается организм человека.

На основании длительных экспериментальных и клинических исследований Леонид Ефимович пришел к выводу, что нормальная форма и строение сосцевидного отростка развиваются в результате, так называемого, физиологического воспаления. Профессор Л.Е.Комендантов считал, что воспаление – патологический процесс, который представляет собой обычное явление в сосцевидном отростке. Но количественное изменение этого явления переходит в качественное, приводя к тяжёлому заболеванию – мастоидиту. На этой основе, по мнению профессора Л.Е.Комендантова, необходимо строить терапию, которая должна быть направлена на регулирование интенсивности воспалительного процесса в сосцевидном отростке. При этом хирургическое вмешательство должно быть строго обоснованным, не зависеть от сроков заболевания, а определяться исключительно динамикой процесса в ухе, его клиническими проявлениями.

Другим направлением работ Леонида Ефимовича было щадящее отношение к больному органу во время операции. В его клинике были строго ограничены такие калечащие операции, как лабиринтэктомия, радикальная операция уха, перевязка и удаление яремной вены и т.д.

30-е годы XX века – период накопления новых научных данных во многих областях науки, таких как физика, математика, биология и, на этой основе, пересмотр ряда основополагающих теорий. В оториноларингологии отражением этих процессов в фундаментальной науке стал вопрос о функции лабиринта. Теория Гельмгольца перестала удовлетворять физиологов и клиницистов, вследствие своей механистичности, представлении о том, что ухо – изолированная акустическая система, все процессы в которой подчиняются исключительно законам акустики.

Профессор Л.Е.Комендантов был одним из первых учёных, изменивших подход к изучению функции лабиринта. Работами Леонида Ефимовича и его школы доказано, что слуховая функция в широком смысле слова, является функцией сложной слуховой системы, в которую, кроме улитки, входит не только нервная система, но и целый ряд филогенетически старых форм звуковой рецепции, продолжающих играть определённую роль в организме человека.

Эти теоретические исследования послужили основой целой серии клинических работ по ототопике, организации слуха в шумной обстановке и т.д. Работая в I Ленинградском институте, профессор Л.Е.Комендантов разработал принципиально новые практические приёмы развития слуха и речи у глухонемых, организовал специальные классы для глухонемых, положив в их основу воспитание речи, использование диффузной и остатков улитковой звуковой рецепции. Широкая разработка и внедрение идей о новом подходе к изучению функции лабиринта стало возможной уже в период работы в Ленинграде, однако, формирование идей относится к ростовскому периоду.

Ещё одним важным направлением работы Л.Е.Комендантова, обусловленным географическим положением Ростова, было изучение влияния курортных факторов на течение заболеваний ЛОР органов. В основном, речь шла об использовании мацестинской воды и кавказских минеральных вод для лечения заболеваний верхних дыхательных путей. Не случайно, одним из первых кабинетов, организованных в клинике, был ингаляторий. Практически, на кафедре был организован научно-методический центр по использованию региональных курортных факторов в лечении заболеваний уха, горла и носа.

Анализируя первый период истории нашей кафедры (1923-1930гг), необходимо отметить роль профессора Л.Е.Комендантова в научно- организационной и методической деятельности, которая уже в то время велась в масштабе СССР. Так, начиная с 1925 года, вплоть до отъезда Леонида Ефимовича в Ленинград в 1930 году, в Ростове издавался центральный журнал по специальности «Вестник рино-ларинго-отиатрии». Журнал был организован группой профессоров-учеников профессора М.Ф.Цытовича, и был посвящен 30-летию научной и клинической деятельности Митрофана Феофановича. В его работе принимали участие ведущие клиницисты и деятели науки разных регионов СССР. Другой заслугой профессора Л.Е.Комендантова была организация в июле 1928 года I Краевого съезда оториноларингологов Северного Кавказа, который по своему значению и диапазону участников значительно превосходил региональный. В его работе принимали участие научные работники Астрахани, Воронежа, Краснодара, Иркутска, Днепропетровска и т.д. В последующем организация подобных съездов стала одной из традиций нашей кафедры.

Профессор Л.Е.Комендантов – организатор и первый председатель ростовского научного общества оториноларингологов, которое на протяжении десятилетий было школой передового опыта и научных знаний для врачей города и области и успешно функционирует в настоящее время. В 1966 году состоялось юбилейное 400-е заседание общества, на котором ещё раз признана роль профессора Л.Е.Комендантова в его организации и работе.

Леонид Ефимович был не только талантливым организатором, научным работником и клиницистом, кроме всего прочего, он был талантливым преподавателем. Профессор Л.Е.Комендантов является автором одного из первых учебных руководств по оториноларингологии, изданных после революции.

В 1930 году Л.Е.Комендантов, был приглашен заведовать кафедрой болезней уха, горла и носа I Ленинградского медицинского института, где он проработал 9 лет, вплоть до смерти в 1939 году. С его уходом разъехались ученики, на кафедру пришли новые люди. Однако, все они прошли, кто в студенческие годы, кто в период постдипломного обучения, стажировку в коллективе профессора Л.Е.Комендантова. Общение с такими яркими личностями не проходит бесследно, поэтому традиции заложенные Леонидом Ефимовичем сохранились и к ним бережно относятся до настоящего времени. Мы с гордостью можем сказать, что истоки нашей кафедры исторически связаны с ВМА и I Ленинградским медицинским институтом.

Школа профессора Л.Е.Комендантова сформировалась в ростовский период его работы. Наиболее яркими представителями этой школы являются А.М.Рейнус, И.М.Круковер, А.А.Арутюнов, Н.Д.Ходяков, П.М.Обуховский.

Абрам Михайлович Рейнус, 100-летие со дня рождения которого, медицинская общественность отметила в 1997 году, родился 28 октября 1897 года в Белоруссии в г.Полоцке. В 1917 году он поступил на медицинский факультет Саратовского университета. После окончания гражданской войны, продолжал учёбу в Пермском и Саратовском университетах. Первичную подготовку по оториноларингологии А.М.Рейнус проходил под руководством профессора М.Ф.Цытовича. С 1923 по 1930 годы работал под руководством профессора Л.Е.Комендантова старшим ассистентом ЛОР кафедры Донского медицинского института. За это время А.М.Рейнус приобрёл опыт клинической и научной работы, позволивший ему в 1931 году занять должность заведующего кафедрой оториноларингологии Кубанского медицинского института. В 1937 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук, посвящённую роли нарушений нервной трофики полости носа в развитии патологических состояний носа и придаточных пазух. С 1942 по 1971 год А.М.Рейнус руководил клиникой Крымского медицинского института. Научные интересы профессора А.М.Рейнуса отличались глубиной и разносторонностью. Под его руководством изучались проблемы хронического тонзиллита, роли аллергии в оториноларингологии, патогенеза и методов лечения хронических гнойных средних отитов. Абрам Михайлович пропагандировал широкое применение новокаиновой блокады при ЛОР заболеваниях, эндоназальное введение гамма-глобулина при лечении аллергических риносинусопатий. Им опубликовано около 40 научных работ, под его руководством защищены 17 диссертаций.

Исаак Михайлович Круковер родился 5 января 1983 года в г.Севастополе. В 1923 году, после окончания медицинского института в Ростове-на-Дону, он был оставлен на ЛОР кафедре, где исполнял обязанности ординатора, ассистента, а затем и приват-доцента. В 1931 году Исаак Михайлович был избран заведующим кафедрой оториноларингологии Иркутского медицинского института, которую он возглавлял в течение 15 лет. С 1933 года И.М.Круковер становится председателем Иркутского отделения Всесоюзного научного общества оториноларингологов, в 1935 году ему присваивают учёное звание профессора. В 1938 году И.М.Круковер защитил докторскую диссертацию на тему «Влияние никотина, курения и табачной пыли на верхние дыхательные пути человека и животных». И.М.Круковер был выдающимся организатором специализированной медицинской помощи и медицинского образования. В течение ряда лет он был заместителем директора института по учебно-научной работе, заведующим отделом здравоохранения Иркутского облисполкома. Под его руководством защищены 7 диссертаций, в том числе – 1 докторская. Исаак Михайлович является автором 70 научных работ, в том числе – 3 монографий. Научные интересы профессора И.М.Круковера определялись, в основном, профессиональной патологией ЛОР органов и тонзиллярной проблемой.

Амаяк Авакович Арутюнов родился в 1897 году в с. Тумбул Нахичеванской АССР. Среднее образование получил в Тбилиси. В 1918 году, в связи с турецкими репрессиями, семья Арутюновых переехала в Луганск. С 1921 по 1926 годы А.А.Арутюнов учился на медицинском факультете Северо- Кавказского университета. По окончании университета работал в ЛОР клинике профессора Л.Е.Комендантова. Амаяк Авакович занимался, в основном, вопросами влияния курортных факторов региона на состояние ЛОР органов. Много времени он проводил в организованном им ингалятории на курорте Сочи-Мацеста. С 1931 по 1934 год А.А.Арутюнов заведовал отделением во вновь организованном Ленинградском научно-исследовательском институте уха, горла, носа и речи, затем в I Ленинградском медицинском институте ассистентом под руководством профессора Л.Е.Комендантова. В 1935 году он защищает кандидатскую диссертацию, а в 1939 году – докторскую, после чего А.А.Арутюнов избирается заведующим кафедрой Ереванского медицинского института. Практически, А.А.Арутюнов – основоположник нашей специальности в Армении. Все его работы и работы его учеников были связаны, в разной степени, с направлением школы профессора Л.Е.Комендантова, одним из видных представителей которой он является. Начало большой организационной, педагогической и научной деятельности А.А.Арутюнова было положено в Ростове на кафедре оториноларингологии нашего института.

Николай Дмитриевич Ходяков родился 25 ноября 1898 года в г. Ростове- на-Дону. В 1924 году, после окончания Донского университета, он с 1925 по 1930 годы работал в нашем институте в клинике профессора Л.Е.Комендантова. После отъезда профессора Л.Е.Комендантова в Ленинград, Н.Д.Ходяков перешёл на должность ассистента ЛОР кафедры I Ленинградского медицинского института. Затем, после защиты кандидатской диссертации, он был утверждён в должности заведующего ЛОР кафедрой Ивановского медицинского института. В 1936 году Н.Д.Ходяков защитил докторскую диссертацию и был утверждён в звании профессора. С 1947 года профессор Н.Д.Ходяков заведует ЛОР кафедрой Рижского медицинского института. По широте педагогической работы, по глубине и разносторонности научных интересов, профессор Н.Д.Ходяков – один из основателей оториноларингологии в Прибалтике. В то же время он – ученик и последователь профессора Л.Е.Комендантова, воспитанник нашей кафедры.

Павел Миронович Обуховский – один из видных оториноларингологов Ленинграда также закончил в 1925 году Ростовский медицинский институт и работал до 1930 года в клинике профессора Л.Е.Комендантова. С 1930 года по 1951 Павел Миронович Обуховский работал в Ленинградском научно- исследовательском институте уха, горла, носа и речи. С этим институтом была связана вся его сознательная жизнь – он прошёл путь от клинического ординатора до заведующего клиническим отделением института. Великолепный клиницист, плодовитый научный работник Павел Миронович Обуховский всегда разрабатывал идеи своего учителя – профессора Л.Е.Комендантова.

После отъезда профессора Л.Е.Комендантова в Ленинград, кафедре нужен был новый руководитель, который смог бы организовать её работу на уровне, на который поднял её профессор Л.Е.Комендантов. Нам, ростовским оториноларингологам повезло, что этим руководителем стал профессор  Д.И.Зимонт. С его именем связано окончательное формирование ростовской школы оториноларингологов.

Д.И.Зимонт родился 18 июля 1883 г. в местечке Заблудово Белостокского уезда Гродненской губернии. Детство и юность Зимонта прошли поблизости от Ростова – в Таганроге, где в 1902 году он окончил гимназию.

По образованию Д.И.Зимонт был космополитом, что позволило ему собрать в своей деятельности лучшие черты самых разных школ и определило в значительной степени, отношения с коллективом кафедры профессора Л.Е.Комендантова. Первые 5 семестров медицинского факультета он прослушал в Московском университете, 2 семестра — во Франции в Монпелье, 3 семестра в Швейцарии – в Лозаннском университете, где и закончил высшее образование в 1908 году. Государственные экзамены на звание лекаря держал в Харьковском университете весной 1908 года. Непосредственно после окончания медицинского факультета в течение 2-х лет работал на строительстве Ейской железной дороги.

В 1910 году прослушал ряд курсов по хирургии и оториноларингологии, в порядке постдипломной подготовки в Петербурге.

Затем Давид Иосифович едет в Москву в надежде найти благоприятные условия для реализации своих научных идей. В 1911 году он работает в ЛОР отделении Старо-Екатерининской больницы, с 1912г. по 1914г. – в больнице подмосковного города Люберцы. Московский период работы Д.И.Зимонта закончился сдачей в 1914 году докторантского экзамена в Московском университете.

Затем Давид Иосифович работал оториноларингологом в Калужской земской губернской больнице, оттуда он был призван в армию в начале I Мировой войны. Ко времени службы в армии относится цикл статей Д.И.Зимонта, опубликованных в разных периодических изданиях, итогом которых была монография «Лечение огнестрельных ранений». Монография содержит ряд оригинальных и важных выводов по организации и практике лечения различных категорий раненых.

После окончания войны и демобилизации, Д.И.Зимонт приезжает в Ростов и занимается общехирургической деятельностью в качестве ординатора госпитальной хирургической клиники профессора Н.А.Богораза. Занятия оториноларингологией он продолжил в 1919 году заведующим стационарным ЛОР отделением на 40 коек 14 лазарета.

К 1921 году относится организация Д.И.Зимонтом первого на Северном Кавказе стационарного ЛОР отделения в Ростовской Первой Советской больнице.

Работая заведующим этим отделением, он продолжает научную и педагогическую деятельность в университете внештатным преподавателем кафедры госпитальной хирургии. В мае 1923 года Д.И.Зимонт создал первое в Ростове научное ЛОР общество в виде секции научно-методического общества Донского университета.

В апреле 1925 года Д.И.Зимонт защитил докторскую диссертацию на тему: «О лечении среднего уха после оперативного вскрытия его полостей». Работа отличается оригинальностью, многие её аспекты были приоритетными в нашей стране, и используются в настоящее время. Диссертация была издана в виде монографии и получила премию экспертной комиссии ЦЕКУБУ и ЦБСР в 1927 г.

Годом позже Д.И.Зимонт начинает читать доцентский курс «Внутричерепные заболевания» на базе кафедры госпитальной хирургии, одновременно проводя в своем отделении большую работу по специализации врачей-оториноларингологов.

Отношения Д.И.Зимонта и кафедры профессора Л.Е.Комендантова всегда были напряжёнными. Причина, видимо, кроется в различных подходах к решению многих научных проблем тех школ, представителями которых были Д.И.Зимонт и Л.Е.Комендантов. Сохранились архивные протоколы заседаний двух ЛОР обществ под председательством профессора Д.И.Зимонта и профессора Л.Е.Комендантова, в которых эти разные подходы документированы. Поводом для окончательного разрыва стало выступление А.М.Круковера о сходности идей диссертации Д.И.Зимонта и некоторых публикаций во французских и швейцарских журналах.

В 1929 году Д.И.Зимонт избирается заведующим кафедрой Средне- Азиатского медицинского института в Ташкенте, а в 1931 году – заведующим ЛОР кафедрой Ростовского медицинского института.

Возглавив кафедру, Д.И.Зимонт развернул клинику на базе ЛОР отделения вновь отстроенной центральной городской больницы, которым он заведовал ранее. Таким образом, в городе стал функционировать специализированный ЛОР стационар на 60 коек. Кафедра и в настоящее время территориально располагается в центральной городской больнице (ныне БСМП№1 им. Н.А.Семашко) на базе её двух ЛОР отделений. И сейчас все три коллектива работают как единое целое, несмотря на различное административное подчинение. Это одна из традиций, заложенных профессором Д.И.Зимонтом.

В 1930 году медицинский факультет университета был преобразован в медицинский институт, в котором были открыты сначала лечебно- профилактический, а в 1931 году – педиатрический и санитарно-гигиенический факультеты. В связи с этим Д.И.Зимонт приглашает двух молодых врачей – Ф.П.Мирзоева и Е.Н.Новика на должности ассистентов. Таким образом, штат кафедры, вместе с Г.А.Авзураговой, работавшей ещё при Л.Е.Комендантове, составил 4 человека.

В годы Великой Отечественной войны профессору Д.И.Зимонту пришлось прервать научную и педагогическую деятельность в нашем институте. Во время войны профессор Д.И.Зимонт работал профессором ЛОР кафедры Ташкентского медицинского института и, одновременно — ведущим хирургом специализированного госпиталя глубокого тыла.

После войны Давид Иосифович возвратился в Ростов, восстановил разрушенную ЛОР клинику, где проработал вплоть до 1953 года. В 1953 году Д.И.Зимонта арестовали по «делу врачей». После реабилитации Давида Иосифовича пригласили в Москву, где он заведовал отделением опухолей головы и шеи в онкологическом центре им. П.А.Герцена.

Большой путь, пройденный Д.И.Зимонтом в общей хирургии, обусловил соответствующую направленность его деятельности в области оториноларингологии. Им разработаны методы хирургических вмешательств в области ринопластики (операция седловидного носа), предложен способ пластики дефектов твёрдого неба и подхода к основанию черепа. Практическую и научную ценность представляют его работы о вскрытии задней цистерны мозга при гнойных лептоменингитах и об оперативном лечении гнойных воспалительных процессов челюстных пазух.

Вторым направлением работы профессора Д.И.Зимонта была эндоскопия. Он не только блестяще владел техникой бронхо-эзофагоскопии, но и предложил в 1934 году ортоскоп оригинальной конструкции, позволяющий решить многие проблемы эндоскопии, особенно в детской практике, без использования дорогостоящей импортной аппаратуры.

Третьим направлением научной работы профессора Д.И.Зимонта, сыгравшим в его жизни решающую роль, была ЛОР онкология. Монографии профессора Д.И.Зимонта «Злокачественные новообразования носовой полости, придаточных пазух носа и глотки» (1948) и «Злокачественные новообразования гортани» (1949) до сих пор представляют клиническую ценность. Эти монографии построены на принципах диагностики и лечения злокачественных новообразований, общепринятых в настоящее время, – ранняя клиническая диагностика на основе микросимптоматики, комбинированное лечение опухолей, щадящее отношение к органу не в ущерб радикальному удалению опухоли, активное паллиативное лечение в иноперабильных случаях.

Давид Иосифович Зимонт – соавтор крупнейшего на русском языке трехтомного руководства «Болезни, уха, горла и носа» по ряду ведущих его разделов. Им создан в 1933 году учебник по оториноларингологии для студентов, успешно выдержавший два издания. Бесспорно, выдающимся событием было издание двухтомного руководства «Хирургия верхних дыхательных путей» – уникальной книги, в которой собраны все, разработанные к тому времени (1940), способы хирургического лечения заболеваний верхних дыхательных путей. К сожалению, руководство, в настоящее время, является библиографической редкостью, между тем в нём собраны сведения об операциях, которые трудно найти в специальной литературе.

Рядом с профессором Д.И.Зимонтом всегда были его ученики, обеспечивавшие педагогический процесс, руководство клинической работой, научную деятельность коллектива. Штатных сотрудников кафедры, кроме Д.И.Зимонта было в то время трое. Два доцента – Ф.П.Мирзоев и Е.Н.Новик и ассистент – до 1938 года – Г.А.Авзурагова, затем – А.Р.Ханамиров. Кандидатская диссертация Ф.П.Мирзоева была посвящена гистопатологии гайморовых пазух. В последующем Фараон Павлович работал над докторской диссертацией по проказе ЛОР органов, которая, к сожалению, не была защищена. По воспоминаниям современников, это был высоко эрудированный, интеллигентный человек, великолепно знавший теоретическую оториноларингологию, выполнявший большинство ЛОР операций. Оперировал он щадяще и очень тщательно.

Е.Н.Новик – также яркая, неординарная личность. Его кандидатская диссертация посвящена термоасимметрии сосцевидных отростков, и её диагностическому значению при заболеваниях уха. Докторская диссертация Евсея Наумовича была посвящена лечению рубцовых стриктур пищевода стационарными трубками, постоянно увеличивающегося диаметра. Для проведения трубки через супрастенотическое расширение в сложных случаях он использовал серебряные цепочки. Человек творческого склада ума, он нередко использовал в своей научной и практической работе элементы фитотерапии и народной медицины. Примерами могут быть предложенные Е.Н.Новиком сочетания натуральных масел с антибактериальными препаратами при химических ожогах пищевода, постоянный приём тщательно измельчённой пищи в период формирования рубцового стеноза пищевода, местное применение чистотела после удаления папиллом гортани и многое другое. После защиты диссертации Е.Н.Новик заведовал ЛОР кафедрой в г.Станиславе (Иваново-Франковск).

Кроме штатных сотрудников кафедры, значительную роль в формировании Ростовской школы и школы профессора Д.И.Зимонта сыграли сотрудники базового отделения ЦГБ. Заведующим отделением был к.м.н. Н.М.Тер-Оганесян. Кандидатская диссертация Никиты Макаровича была посвящена одной из наиболее сложных клинических проблем – медиастинитам при инородных телах пищевода. Н.М.Тер-Оганесян был великолепным педагогом, воспитавшим не один десяток высококвалифицированных врачей. Его терпению в обучении хирургии при различных заболеваниях ЛОР органов не было равных. Он владел всем арсеналом хирургических вмешательств того времени, имел собственный почерк хирурга. С 1956 года Никита Макарович перешел на работу в Ростовский научно-исследовательский онкологический институт.

Владимир Абрамович Кац – один из учеников Д.И.Зимонта, защитивший кандидатскую диссертацию по рентгенографии при заболеваниях среднего уха. Он периодически принимал участие в педагогическом процессе на кафедре, многие годы работал городским фониатром. Генриетта Борисовна Рыбак – одна из первых в СССР начала заниматься эндоларингеальным воздействием в пульмонологии и защитила диссертацию на эту тему. Юлий Аркадьевич Блехер – один из ведущих практических врачей отделения, который, так же как и другие ученики Д.И.Зимонта принимал участие в педагогической и научной работе.

В 1953 года после реабилитации профессора Д.И.Зимонта и отъезда его Москву, заведующим кафедрой стал А.Р.Ханамиров.

А.Р.Ханамиров родился 25 октября 1901 года в Армении, где прошли его детство и юность. В 1920 году он поступил на медицинский факультет Северо- Кавказского университета, который успешно закончил в 1926 году. Во время учебы с 1922 года А.Р.Ханамиров начал работать на кафедре нормальной анатомии препаратором и муляжистом. После окончания учебы Александр Рубенович был оставлен на кафедре нормальной анатомии, сначала лаборантом, затем в должности ассистента. В то время кафедру анатомии возглавлял один из ведущих анатомов и антропологов нашей страны Константин Захарович Яцута. Он был одним из ярких представителей Санкт- Петербургской школы анатомов, долгое время занимал должность профессора Военно-Медицинской академии. Признанием его научных заслуг и высокой квалификации было участие в комиссии по бальзамированию тела В.И.Ленина, в качестве сопредседателя. На нашей кафедре сохранилась уникальная фотография педагогического коллектива кафедры нормальной анатомии тех лет. Более половины преподавателей, изображённых на ней, в том числе и А.Р.Ханамиров, защитили докторские диссертации и заведовали кафедрами в разное время. Под руководством проф. К.З.Яцуты А.Р.Ханамиров опубликовал 11 научных работ по анатомии сосудов и нервов, итогом которых была кандидатская диссертация на тему: «Аномальные начало и ход правой подключичной артерии, их влияние на топографию пищевода, нижнего гортанного нерва и их практическое значение». Материалы диссертации изданы в виде монографии в 1939 году. Анатомический период деятельности А.Р.Ханамирова и личность профессора К.З.Яцуты оказали значительное влияние на характер всей его последующей работы. Одной из традиций кафедры до сих пор является бережное педантичное отношение к терминологии. Этому вопросу были посвящены последние годы работы профессора А.Р.Ханамирова. На кафедре до настоящего времени хранятся анатомические препараты и муляжи, сделанные им лично. Оториноларингологом А.Р.Ханамиров стал после стажировки на кафедре у профессора Л.Е.Комендантова. Долгое время он работал в поликлинике СКЖД, совмещая клиническую деятельность с преподаванием анатомии в институте.

В феврале 1938 года А.Р.Ханамиров становится ассистентом ЛОР кафедры. И с тех пор вся его жизнь связана с ЛОР клиникой Ростовского медицинского института. До 1941 года А.Р.Ханамиров искал тему, которой мог бы посвятить себя полностью. Известны его статьи этого периода по мозговым грыжам, лечению эпитимпанита, папилломатозу гортани, ринолитам. Этот научный поиск был на фронте во время войны.

В годы Великой Отечественной войны А.Р.Ханамиров служил в армии. Он был главным оториноларингологом сначала Калининского, затем — Первого Прибалтийского фронтов. Свой опыт научного работника, приобретённый им за годы работы в университете, А.Р.Ханамиров использовал для улучшения оказания помощи раненым, ускорения возвращения их в строй. Известны его работы того времени «К профилактике осложнений при ранениях органов шеи», «Трансмаксиллярный подход к височной ямке», «Организация ЛОР помощи по фронту», «Ранения органов шеи», «Роль отиатра при обслуживании контуженных». Одна из работ – «Классификация огнестрельных ранений шеи» издана отдельной брошюрой.

Богатый клинический и педагогический опыт, анатомическая подготовка позволили А.Р.Ханамирову организовать во фронтовых условиях курсы для военных врачей под названием «Хирургическая обработка раненных в органы шеи».

А.Р.Ханамиров дважды организовывал общефронтовые научные конференции с участием ведущих оториноларингологов страны – В.И.Воячека, Г.Г.Куликовского, Н.Д.Ходякова, Л.Л.Фрумина, Л.Н.Ямпольского, И.М.Соболя и др.

За работу на фронте А.Р.Ханамиров награжден орденами «Красной звезды», «Отечественной войны II степени» и медалями. Научный багаж военных лет – два больших альбома с собственными зарисовками изолированных и сочетанных ранений органов головы и шеи могли стать основой докторской диссертации, но время распорядилось иначе – пришлось заниматься организационными вопросами, а затем – научными проблемами, которые были наиболее актуальными в то время.

После войны Александр Рубенович возвращается в Ростов, принимает участие в восстановлении разрушенного здания клиники, организации клинической работы и педагогического процесса. В конце 40-х, начале 50-х годов А.Р.Ханамиров начал заниматься проблемами хирургического лечения тугоухости. Он первым в нашей стране сделал операцию фенестрации ушного лабиринта при отосклерозе внутриушным доступом.

В 1953 году А.Р.Ханамиров был избран заведующим кафедрой оториноларингологии Ростовского медицинского института.

В это время на кафедре сложилась трудная кадровая ситуация – проф. Д.И.Зимонт уехал в Москву, проф. Е.Н.Новик – в Станислав, Ф.П.Мирзоев к тому времени оставил работу на кафедре. А.Р.Ханамиров набрал команду талантливой молодежи, которая в течение нескольких десятилетий определяли лицо кафедры. В это время на кафедру пришли Т.И.Киселева, А.Н.Помухина, В.М.Ковалевич, Г.Б.Асланов, Ю.Ф.Сариуш-Залесский, Г.И.Чиж.

В 1955 году А.Р.Ханамиров выступил на Пленуме Всероссийского ЛОР общества с докладом на тему хирургического лечения отосклероза и демонстрацией первого в СССР фильма на эту тему. В 1957 году Александр Рубенович успешно защитил докторскую диссертацию на тему восстановления слуха при отосклерозе хирургическим путем. Разработанный проф. А.Р.Ханамировым способ фенестрации лабиринта при отосклерозе с последующим лечением, направленным на формирование стойкой фистулы, прочно вошел в анналы истории этой проблемы. С этого времени проблема восстановления слуха при различных заболеваниях уха стала главным направлением научной работы кафедры.

А.Р.Ханамиров – автор главы «Отосклероз» в многотомном руководстве по оториноларингологии.

С 1957 года проф. А.Р.Ханамиров стал заниматься проблемами хирургического восстановления слуха при хроническом гнойном среднем отите и тимпаносклерозе. Способ операции, разработанный им и названный консервативная тимпанопластика, получил международное признание.

Однако, спектр научных работ в это время не исчерпывается проблемой хирургического лечения тугоухости. Этой проблемой, кроме А.Р.Ханамирова непосредственно занимался Ю.Ф.Сариуш-Залесский, защиту диссертации которого с демонстрацией фильма по предложенной операции и микроинструментарию, помнят до сих пор. Ученики Александра Рубеновича разрабатывали под его руководством и другие проблемы. Тонзиллярной проблемой занимались В.М.Ковалевич и Г.Е.Миленко, успешно защитившие кандидатские диссертации. Проблемой внутричерепных осложнений заболеваний ЛОР органов занималась А.Н.Помухина – признанный специалист в этой области. Патогенезом хронических гнойных средних отитов занималась Т.И.Киселёва, новокаиновыми блокадами крылонёбного узла в ринологии – Г.Б.Асланов. Г.И.Чиж продолжил исследования Ф.П.Мирзоева по проказе ЛОР органов. Эти исследования легли в основу его кандидатской диссертации. М.Х.Поркшеян и А.М.Зихерман разрабатывали новые способы хирургического лечения тимпаносклероза и хронического гнойного среднего отита, С.Л.Трофименко успешно проводила исследования в области аллергологии. Заслуга профессора А.Р.Ханамирова состоит, прежде всего, в том, что он, на основе традиций Санкт-Петербургской и Московской школ, путём их синтеза, сумел создать оригинальное направление научной работы кафедры и сплотить коллектив, получивший название школы Ханамирова или Ростовской школы оториноларингологов.

Большое внимание уделял профессор А.Р.Ханамиров организационной работе. Многие годы он был главным оториноларингологом Ростовской области. И сейчас, несмотря на то, что в областной клинической больнице имеется хорошо оснащённое ЛОР отделение, по традиции, заложенной Александром Рубеновичем, клиника принимает скоропомощных больных из области с 15 часов до утра, т.е. наиболее тяжёлых.

По инициативе проф. А.Р.Ханамирова и под его руководством был построен новый корпус клиники, в котором сейчас расположены детское и, частично, взрослое ЛОР отделение больницы скорой неотложной помощи, на базе которых работает кафедра. Стараниями проф. А.Р.Ханамирова на кафедре начал функционировать курс оториноларингологии по постдипломной подготовке врачей. Организован этот курс был задолго до создания факультета усовершенствования врачей – в 1973 году. Эта работа была поручена Ю.Ф.Сариуш-Залесскому, который обеспечил участие в преподавании скоропомощной оториноларингологии ведущих профессоров института по смежным дисциплинам. Затем, после организации факультета усовершенствования врачей, курс возглавил доц. В.М.Ковалевич, ассистентами стали сначала Н.Я.Золотова, занимавшаяся проблемой нейросенсорной тугоухости, затем – С.Л.Трофименко. Новый импульс качества педагогической, организационной и научной работы курс получил после прихода молодёжи – доц. Н.В.Бойко и асс. Т.В.Золотовой. Сейчас курс оториноларингологии – одно из лучших подразделений факультета усовершенствования врачей. За время его существования преподавателями курса обучены более 2000 врачей не только нашего города и области, но и других областей и краёв России.

По инициативе проф. А.Р.Ханамирова, начиная с 1962 года, систематически проводились Северо-Кавказские ЛОР конференции, по традиции заложенной ещё проф. Л.Е.Комендантовым. В 1975 году в Ростове проведен III Всероссийский съезд оториноларингологов. В его организации главная заслуга принадлежит коллективу кафедры во главе с проф. А.Р.Ханамировым.

Ученики проф. Ханамирова – это не только сотрудники кафедры. Это – врачи базовых отделений М.Х.Поркшеян, А.М.Зихерман, Е.Г.Кристостурян, Г.Е.Миленко, А.П.Лисовина, Г.А.Жемчужникова, А.Ш.Уракчеева, Г.И.Чиж, защитивший докторскую диссертацию по лечению злокачественных новообразований ЛОР органов, стал одним из известных в России ЛОР онкологов, руководителем отделения опухолей головы и шеи Ростовского онкологического института; Ю.В.Тюкин – главный оториноларинголог СКЖД. Много сил вложил А.Р.Ханамиров в обучение аспиранта Ю.Г.Александрова, защитившего в последующем докторскую диссертацию и работающего заведующим ЛОР кафедрой Чувашского университета, являющегося действительным членом Чувашской академии наук. Учениками А.Р.Ханамирова, продолжающими традиции кафедры являются профессора А.Н.Помухина и А.Г.Волков.

С 1978 года заведующей кафедрой стала А.Н.Помухина. За 17 лет заведования кафедрой профессор А.Н.Помухина создала новое направление научной работы кафедры. Под её руководством почти полностью обновился коллектив, костяк которого и сейчас составляет основу кафедры.

А.Н.Помухина родилась в 1926г. в Воронеже. В 1935 году семье пришлось переехать в Ростов. В годы войны Алла Николаевна окончила среднюю школу и поступила в медицинский институт. В 1948 году А.Н.Помухина, после окончания института, была направлена по распределению в Челябинскую область и выбрала первым местом работы легендарную Магнитку.

Стажировку по оториноларингологии она проходила в медсанчасти Магнитогорского металлургического комбината. Уже во время стажировки А.Н. сделала первую антротомию, а затем стала работать в поликлинике, где приобрела опыт амбулаторного врача-оториноларинголога. После стажировки пришлось работать в поликлинике ЛОР врачом и в стационаре дежурантом общего профиля. В это время А.Н.Помухина приобрела опыт выхаживания тяжёлых больных, которых потом в её жизни было очень много.

В Магнитогорске А.Н.Помухина проработала 2,5 года, а затем вернулась в Ростов. 2 апреля 1951 года А.Н.Помухина впервые вошла в клинику, в стенах которой она работает и в настоящее время. 5 апреля она была зачислена по заместительству (временно) на должность ЛОР врача-консультанта инфекционных отделений. Таким образом, официально она работала дежурантом, бесплатно выполняя функции ординатора ЛОР отделения.

В это время Алла Николаевна серьёзно увлекается проблемами ЛОР хирургии, особенно хирургии уха. Первая операция, которую ей пришлось сделать в клинике — общеполостная операция с перевязкой внутренней ярёмной вены. Оперировать приходилось часто — по 2-3 операции каждый операционный день, много было больных с осложнёнными формами хронических гнойных средних отитов. В 1956 году, после публикации Д.М.Рутенбурга по слухоулучшающей хирургии, Алла Николаевна провела первую в Ростове тимпанопластику.

Приходилось ездить в командировки, иногда длительные. Особенно запомнилась одна — в Волгодонск осенью 1951 года. Длилась она 39 дней, а памятна тем, что пришлось сделать первую в жизни самостоятельную срочную трахеотомию.

С ноября 1951 года А.Н.Помухина была зачислена штатным дежурантом ЛОР отделения. Работать приходилось очень интенсивно — до двенадцати дежурств в месяц, но ежедневно днём она продолжала работать в клинике, оперировать, выхаживать тяжёлых больных. Её руководитель — Н.М.Тер- Оганесян пристально следил за хирургической деятельностью Аллы Николаевны и говорил, что сделает из неё Паганини от оториноларингологии. Своё обещание он выполнил.

С 1956 года А.Н.Помухина — штатный ординатор ЛОР отделения с солидным опытом клинической работы. В этом же году начался новый этап в её жизни — Алла Николаевна стала работать в медицинском институте преподавателем с почасовой оплатой.

Её педагогическая деятельность началась несколько раньше — в 1953-54 гг с работы в зубоврачебной школе, но в высшую школу она пришла в 1956 году. С 1958 года Алла Николаевна стала ассистентом ЛОР кафедры, с 1982 года — доцентом, с 1985 года — профессором.

Научные интересы А.Н.Помухиной разнообразны. В 1954 году она проходила курсы повышения квалификации на базе МОНИКИ у профессора А.И.Фельдмана и, одновременно стажировалась у известного в нашей стране отоневролога О.Г.Агеевой-Майковой. С тех пор главным направлением её научной работы стала отоневрология. В частности, А.Н.Помухина начинает заниматься самым сложным разделом отоневрологии — отогенными внутричерепными осложнениями. Она активно обследует и оперирует больных с отогенными абсцессами мозга, а с 1958 года — моделирует абсцессы мозга на животных и проводит у них ангиографические исследования. Эти клинические и экспериментальные исследования, были оформлены в виде кандидатской диссертации, защищённой в 1965 году.

Затем начались поиски дальнейшего приложения своих творческих способностей. В 1966 году А.Н.Помухина на курсах повышения квалификации в институте нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко познакомилась с методом вертебральной ангиографии. Апробация этого метода на животных подсказала идею косвенной оценки кровообращения во внутреннем ухе способом реоэнцефалографии. С этого времени А.Н.Помухина начинает комплексное исследование болезни Меньера в свете нарушений вертебральной гемодинамики. Эти исследования вылились в докторскую диссертацию, которая была защищена в 1983 году, и позволили предложить собственное оригинальное направление по моделированию, диагностике и лечению этого заболевания.

С 1978 по 1995 годы А.Н.Помухина заведовала кафедрой оториноларингологии Ростовского государственного медицинского института (университета), с 1995 года работает профессором кафедры.

Научная общественность высоко оценила заслуги Аллы Николаевны и её вклад в теоретическую и практическую оториноларингологию, избрав в 1994 году членом Международной академии оториноларингологии — хирургии головы и шеи и её генеральным секретарём.

Под руководством зав. кафедрой РГМУ профессора А.Н.Помухиной защищены 10 кандидатских диссертаций. Большую часть коллектива кафедры составляют в настоящее время её ученики.

А.Н.Помухина — автор 150 научных работ, 10 изобретений. Главное направление научных исследований Аллы Николаевны — различные проблемы диагностики и лечения невоспалительных заболеваний внутреннего уха. В 60- 70 годы наиболее эффективным способом лечения болезни Меньера считалось раннее хирургическое вмешательство. Идеи А.Н.Помухиной о том, что большинство этих больных можно с успехом лечить консервативно, и разрабатываемые ею и её учениками способы лечения, слишком отличались от официальных рекомендаций и долгое время не признавались. Однако, профессор А.Н.Помухина продолжала изучение этиологии, патогенеза болезни Меньера, как в клиническом, так и в экспериментальном аспектах. Ею созданы уникальные, оригинальные модели эндолимфатического гидропса на животных. В настоящее время идеи школы профессора А.Н.Помухиной признаны в России и за рубежом, а разработанные ею методы консервативного лечения болезни Меньера широко используются в клинической практике повсеместно. Научные интересы А.Н.Помухиной не исчерпываются этой обширной тематикой. В частности, в последние годы Алла Николаевна много внимания уделяет проблеме функциональной хирургии хронических гнойных средних отитов, проблемам современной функциональной ринохирургии. Профессор А.Н.Помухина в течение 12 лет возглавляла Ростовское отделение Всесоюзного научного общества оториноларингологов, 6 лет — Ростовское отделение Всероссийского научного общества ринологов, является членом редакционной коллегии журналов «Вестник оториноларингологии» и «Российская ринология».

Много сил и энергии А.Н.Помухина отдавала воспитанию молодёжи. Она читает полный курс студенческих лекций и избранные лекции на факультете усовершенствования врачей, более 20 лет руководила научным студенческим кружком.

И сейчас профессор А.Н.Помухина полна сил и энергии, много оперирует, активно занимается научной и педагогической работой. Недавно коллектив ЛОР кафедры отметил 70-летний юбилей любимого учителя проведением областной научно-практической конференции.

Александр Григорьевич Волков родился 12 сентября 1946 года в г. Ростове-на-Дону. В 1953 года Александр поступил в среднюю школу №47 г. Ростова-на-Дону, а окончил её в 1964 году; в этом же году он поступил на лечебно-профилактический факультет Ростовского государственного медицинского института, который и окончил в 1970 году. Во время учёбы в институте в течение двух лет занимался в кружке кафедры болезней уха, горла и носа РГМИ, одновременно работая там же постовым медбратом, а затем — фельдшером приёмного отделения. С 1970 по 1973 годы служил в рядах Краснознамённого Черноморского Флота начальником медицинской службы войсковой части. Во время автономных плаваний находился в ряде стран Европы, Азии и Африки, неоднократно проявлял свой высокий профессиональный уровень, проводил полостные вмешательства в сложных штормовых условиях, за что был много раз удостоен поощрений командования. После окончания срока службы поступил в клиническую ординатуру кафедры ЛОР болезней Ростовского мединститута, которую окончил в 1973 году. С этого года стал работать ординатором 1 ЛОР отделения больницы скорой медицинской помощи №1 им. Н.А.Семашко г. Ростова-на-Дону, базового отделения ЛОР кафедры медицинского института. Являясь творческой, ищущей натурой, увлёкся изобретательской и рационализаторской работой, был членом и председателем Совета ВОИР больницы, получил более 20 удостоверений на рационализаторские предложения и дипломы на 2 изобретения. Будучи практическим врачом, в 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Некоторые аспекты диагностики и лечения фронтитов» и в следующем году был избран по конкурсу на должность ассистента кафедры ЛОР болезней Ростовского медицинского института. С 1991 года стал доцентом этой же кафедры. В 1992 году защитил докторскую диссертацию на тему «Предпосылки формирования фронтита. Диагностика и лечение заболевания». В 1992-94гг находился в служебной командировке в Йеменской Республике, где работал старшим врачом-оториноларингологом. Имеет благодарности от руководства медицинских учреждений Йеменской Республики за прекрасную работу с больными, в том числе и во время военных действий. После возвращения на родину, продолжил работу на кафедре. В 1995 году избран профессором кафедры ЛОР болезней Ростовского государственного медицинского университета и с этого же года стал исполнять обязанности заведующего кафедрой. В 1995 году единогласно избран председателем Ростовского регионального отделения Всероссийского общества оториноларингологов, а в 1998 году — председателем Ростовского филиала Российского общества ринологов.

Является автором более 300 научных работ, 29 изобретений и 82 рационализаторских предложений, разработал и внедрил ряд оригинальных способов хирургических вмешательств на лобных и других околоносовых пазухах, а также — инструментарий для их осуществления. Научная деятельность профессора А.Г.Волкова тесно связана с ЛОР кафедрой РостГМУ. Свои первые научные исследования он проводил под руководством профессора А.Р.Ханамирова, в дальнейшем, работал под руководством и в творческом содружестве с профессором А.Н.Помухиной. На протяжении многих лет профессор А.Г.Волков остаётся верен проблеме патогенеза, диагностики и лечения параназальных синуитов. Им накоплен уникальный клинический и научный опыт. В частности, разработанные профессором А.Г.Волковым способы хирургического лечения хронического остеомиелита лобной кости не имеют аналогов в мире, а его клинический опыт по этому вопросу признан уникальным не только в России, но и за рубежом. Разработанный А.Г.Волковым трепан для трепанопункции лобных пазух рекомендован Министерством здравоохранения РФ для внедрения в широкую клиническую практику и запущен в промышленное производство. Научные интересы профессора А.Г.Волкова не исчерпываются указанными проблемами. Им опубликован ряд работ по проблемам носовых кровотечений, функциональной ринохирургии. Под его руководством защищены 3 докторские диссертации и 22 кандидатские диссертации по различным проблемам оториноларингологии.

Организаторский талант профессора А.Г.Волкова проявляется, прежде всего, в том, что, несмотря на трудности материального обеспечения, научные исследования на кафедре не сворачиваются, а, наоборот, расширяются и углубляются. Под руководством профессора А.Г.Волкова на кафедре внедрён ряд компьютерных технологий для научных исследований и обеспечения учебного процесса. Организован на базе университета центр функциональной ринохирургии, оснащённого современной оптической техникой и микроинструментарием. Александр Григорьевич бережно относится к традициям, заложенным основателями кафедры – продолжаются теоретические, экспериментальные работы, возобновлены клинические конференции, на которых обсуждаются наиболее сложные вопросы нашей дисциплины, новый импульс получила деятельность научного общества – расширился спектр обсуждаемых проблем, повысилось качество их разработки.

Ушедшие из жизни А.Н.Помухина и Ю.Ф.Сариуш-Залесский – олицетворение преемственности Ростовской школы оториноларингологов. Ю.Ф.Сариуш-Залесский – был талантливым клиницистом и плодотворным научным работником. На протяжении своей жизни Ю.Ф.Сариуш-Залесский занимался многими проблемами оториноларингологии и всегда подходил к их решению неординарно, творчески. Наиболее известны труды Юрия Фёдоровича по функциональной отохирургии, однако не менее ценными, как в научном, так и в практическом плане, являются его работы по диагностике и лечению хронических ринитов, инородных тел ЛОР органов, носовых кровотечений, ринохирургии.

В настоящее время педагогический коллектив представлен людьми трёх поколений. С.Л.Трофименко занимается на кафедре вопросами аллергологии. Высококвалифицированный клиницист-оториноларинголог, она обладает одновременно обширными знаниями по иммунологии и успешно применяет их в клинической и научной практике.

Среднее поколение – Н.И.Уханкова, Н.В.Бойко, Т.В.Золотова, В.В.Киселёв, А.П.Давыдова.

Доцент Н.И.Уханкова занимается вопросами вестибулологии, продолжая разрабатывать одно из основных направлений научной работы кафедры. Кроме того, доцент Н.И.Уханкова – квалифицированный ЛОР онколог, владеющий современными способами диагностики и лечения онкологических заболеваний ЛОР органов. Профессор Н.В.Бойко занималась проблемами электрофизиологической диагностики гормональных изменений при вестибулярной дисфункции. В последующем, работы профессора Н.В.Бойко касались функциональной хирургии уха, носовых кровотечений, патологии носа. Профессор Н.В.Бойко возглавляет курс факультета усовершенствования врачей на кафедре. Профессор Т.В.Золотова занимается вопросами диагностики и лечения патологии слуха. Кандидатская и докторская диссертации Т.В.Золотовой были посвящены проблемам сенсоневральной тугоухости. В последующем стараниями профессора Т.В.Золотовой в клиническую практику клиники были внедрены современные способы лечения сенсоневральной тугоухости — электростимуляция, использование полипептидов и т.д. Кандидатская диссертация В.В.Киселёва посвящена экспериментальному моделированию эндолимфатического гидропса. Полученные в процессе работы морфологические и гистохимические данные позволили уточнить многие вопросы патогенеза эндолимфатического гидропса, теоретически обосновать некоторые практические вопросы.

Давыдова Анна Петровна окончила ординатуру на кафедре болезней уха, горла и носа. Училась под руководством ассистента кафедры С.Л. Трофименко. С 1987 года работает в детском ЛОР отделении горбольницы № 1. Врач высшей категории, кандидат медицинских наук. Ассистент кафедры РостГМУ с 2001 года. Руководитель научного студенческого кружка. Основное направление научной работы — проблемы детской оториноларингологии.

Третье поколение – талантливая молодёжь, пришедшая на кафедру в последние годы. Это В.В.Быкова, В.Н.Колесников, П.А.Кондрашев и И.В.Стагниева – окончили ординатуру на кафедре, активно занимаются клинической и научной работой, защищены кандидатские диссертации по ринологии. П.А.Кондрашев и И.В.Стагниева запланировали докторские диссертации под руководством профессора А.Г.Волкова.

ЛОР кафедра сегодня – это сплочённый коллектив высококвалифицированных преподавателей, научных работников и клиницистов. Одной из традиций кафедры, заложенной профессором Д.И.Зимонтом и сохраняемой до настоящего времени, является тесная совместная работа педагогического коллектива и коллективов, базовых ЛОР отделений больницы скорой помощи. Понятие «Ростовская ЛОР клиника» – понятие не официальное, оно основано на общности взглядов на этиологию, патогенез, диагностику и лечения заболеваний ЛОР органов, общности принципов и идей Ростовской школы оториноларингологов.

№ п/п ФИО Должность Ученое степень, ученая звание
1 Волков Александр Григорьевич заведующий кафедрой д.м.н., профессор
2 Золотова Татьяна Викторовна профессор д.м.н., профессор
3 Киселев Владимир Вячеславович доцент к.м.н., доцент
4 Кондрашев Павел Александрович доцент к.м.н.
5 Трофименко Светлана Леонид ассистент к.м.н.
6 Давыдова Анна Петровна ассистент к.м.н.
7 Стагниева Ирина Виниаминовна ассистент к.м.н.
8 Бойко Наталья Владимировна профессор д.м.н.
9 Быкова Виктория Валентиновна ассистент к.м.н.
10 Дубинская Наталья Викторовна ассистент
11 Колесников Вадим Николаевич ассистент к.м.н.

Учебный процесс реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Начальником учебной части на кафедре болезней уха, горла и носа с 2005 года является профессор Золотова Т.В.

На кафедре ведется преподавание дисциплины – «оториноларингология» студентам, осваивающим образовательные программы по специальностям:

•  лечебное дело;
• педиатрия;
•  медико-профилактическое дело;
• стоматология.

Преподавание на кафедре ведется в соответствии с утвержденными рабочими программами.

Занятия по оториноларингологии на кафедре по всем факультетам проводятся в соответствии с учебными планами.

Сотрудниками кафедры для оптимизации учебных занятий подготовлены ситуационные задачи, которые используются для текущей работы на практических занятиях и на промежуточной аттестации. Методическое пособие, содержащее ситуационные задачи для студентов по оториноларингологии (2012 г), рекомендовано УМО.

Самостоятельная работа студентов на кафедре проводится преимущественно в форме учебно-исследовательской работы студентов (УИРС), а также в форме самостоятельного оформления истории болезни.

На кафедре длительный период времени ведется элективный курс «Вопросы неотложной ЛОР патологии». Знание состояний и заболеваний носа и околоносовых пазух, глотки, гортани и уха, требующих немедленного вмешательства, необходимо врачу любой специальности, так как часто имеется патогенетическая взаимосвязь с заболеваниями других систем и органов. Ряд тем имеет методическое обеспечение в виде монографий и методических указаний, разработанных на кафедре и опубликованных в течение последних 12 лет: монография Волкова А.Г.«Лобные пазухи»; книга Волкова А.Г. и соавт. «Носовые кровотечения»; книга Волкова А.Г., Трофименко С.Л. «Аллергические заболевания ЛОР органов»; учебное пособие с грифом УМО Золотовой Т.В. «Сенсоневральная тугоухость»; учебное пособие с грифом УМО под ред. Волкова А.Г. «Пункция верхнечелюстной пазухи…», вышедшая в 2013г. монография Золотовой Т.В. «Сенсоневральная тугоухость» и др.

На кафедре имеются наглядные материалы: 1) Стенд №1 и №2 для обеспечения наглядности по СМК образованию; 2) Фотостенд в рамках учебно-воспитательной работы «Исторические вехи ЛОР кафедры», при этом использовался фотоархив кафедры; 3) Стенд, посвящённый работе научного студенческого кружка ЛОР кафедры; 4) Стенд «Монографии кафедры», на котором представлены научные книги, выпущенные сотрудниками в 2000-2013 гг.

Куратором научного студенческого кружка в течение многих лет является ассистент кафедры, кандидат медицинских наук Давыдова Анна Петровна. Староста кружка – Студинецкая Н.В.(ст. 6к.ПФ). В прошедшем учебном году было проведено 6 заседаний научного студенческого кружка, на которых было заслушано 10 докладов членов НСК. Студенты выполняют научно-исследовательскую работу в течение учебного года, по её результатам готовят сообщения на итоговую научную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых, материалы  которой в виде печатных статей публикуются в сборнике. Студенты – кружковцы принимают участие в ежегодной «Ярмарке кружков РостГМУ».

В учебном процессе используются изданные методические указания, подготовленные сотрудниками кафедры:

1) Методические указания для подготовки студентов к практическим занятиям по оториноларингологии;
2) Програмированный контроль знаний по оториноларингологии;
3) Вопросы для собеседования по оториноларингологии;
4) Схема истории болезни.

Коллектив кафедры постоянно работает над оптимизацией учебного процесса:

 совершенствуется содержание лекций, в которые включаются новейшие материалы научных съездов, конференций, периодической печати по специальности, а также корректируются варианты презентаций лекций;
 используется фонд уникальных таблиц и других наглядных пособий;
 используются на лекциях и практических занятиях диагностические алгоритмы для студентов по клиническим синдромам;
 широко используется на практических занятиях электростенд с анатомическими и клиническими фотозадачами (для самоподготовки и самоконтроля);
 подобраны, обновляются и используются на практических занятиях и проводится чтение рентгенограмм, КТ, МРТ, аудиограмм, тимпанограмм;
 применяется тестовый контроль знаний (текущий, промежуточный, итоговый);
 используются ситуационные задачи;
 проводится демонстрация и разбор курируемых больных на практических занятиях.

Работа с ординаторами. Ответственным преподавателем за работу с ординаторами на кафедре является ассистент кафедры к.м.н. Давыдова А.П.

Работа с интернами. Ответственным преподавателем за работу интернов на кафедре является ассистент кафедры к.м.н. Трофименко С.Л.

Преподаватели кафедры во главе с её руководителем профессором Волковым А.Г. и начальником учебной части профессором Золотовой Т.В. постоянно работают над усовершенствованием учебного процесса по преподаванию дисциплины «оториноларингология на всех факультетах: функционирует постоянно пополняется библиотека кафедры.

Студенты и все другие категории обучающихся на кафедре отмечают ответственность и требовательность преподавателей, наглядность обучения и с удовольствием осваивают теорию и практические навыки по оториноларингологии.

В структуру кафедры болезней уха, горла, носа РостГМУ входит курс оториноларингологии ФПК и ППС РостГМУ. На курсе оториноларингологии ФПК и ППС проводятся циклы повышения квалификации для врачей – оториноларингологов, а также для врачей смежных специальностей – совместно с соответствующими кафедрами (например, циклы «Избранные 4 вопросы отоневрологии» проводятся совместно с кафедрой неврологии и нейрохирургии с кур- сами мануальной терапии и рефлексотерапии). Ежегодно проводится 6 – 8 циклов сертификационного и тематического усовершенствования. Циклы тематического усовершенствования: «Избранные вопросы оториноларингологии», «Травмы ЛОР органов и неотложная помощь в оториноларингологической практике», «Избранные вопросы отоневрологии», «Патология верхних дыхательных путей», «Одонтогенные осложнения». По завершению циклов усовершенствования слушателям выдаются свидетельства государственного образца.

Методическое обеспечение циклов включает в себя рабочие программы, наборы тестовых вопросов для входящего, рубежного и итогового контроля, ситуационные задачи, рентгенограммы и аудиограммы, а также методические рекомендации и учебные пособия, изданные сотрудниками кафедры.

Специальность Дисциплина Учебно-методические материалы
Лечебное дело Оториноларингология

1. Методические указания для под- готовки студентов к практическим занятиям по оториноларингологии. Методические указания.–2009.
2. Пособие для преподавателей по проведению практических занятий со студентами по оториноларингологии. Учебно-методическое пособие. – 2013.
3. Схема истории болезни. Методические указания. – Ростов-на-Дону, 2009.
4. Программированный контроль знаний по оториноларингологии. Методические рекомендации. – 2009.
5.ТЕСТЫ для контроля знаний по оториноларингологии у студентов, 2014.
6. Методические рекомендации по овладению практическими навыками в оториноларингологии, 1990.
7. Сенсоневральная тугоухость: принципы диагностики и лечения: учебное пособие (Гриф УМО), 2010. — 77 с.
8. «Уход за больными, перенесшими оториноларингологические операции». Методические рекомендации для студентов – Ростов-на-Дону, 2011.
9. Методические основы подготовки студентов стоматологического факультета к практическим занятиям по оториноларингологии. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону, 2012. – 62с.
10.Воспалительные заболевания ЛОР органов при вторичном иммунодефиците. Учебное пособие. 2014.

Научно-исследовательская деятельность кафедры болезней уха, горла, носа РостГМУ выполняется в рамках двух основных направлений:

1. Высокотехнологичные методы диагностики и лечения заболеваний носа, околоносовых пазух и глотки под руководством профессора А.Г.Волкова, в рамках которого защищены 2 докторские и 23 кандидатские диссертации.
2. Клинико-диагностические критерии и основы патогенетической терапии нарушений слуховой функции под руководством профессора Т.В.Золотовой, в рамках которого защищены 1 докторская и 2 кандидатские диссертации.

Научно-образовательная деятельность кафедры ориентирована преимущественно на врачей, а именно: организация и проведение I межрегиональной научно-практической конференции оториноларингологов ЮФО (2004); VII Конгресса Российского общества ринологов (2007); Межрегиональной научно-практической конференции оториноларингологов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов с международным участием (2012). На кафедре проводятся заседания Ростовского отделения Российской ассоциации оториноларингологов, а также школы и семинары для врачей.

Кафедра выпустила 10 монографий:

1. А.Г.Волков. Лобные пазухи. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 512с.
2. А.Г.Волков, Н.В.Бойко, В.В.Киселев. Носовые кровотечения. М.:АПП «Джангар», 2002.276с.
3. С.Л.Трофименко, А.Г.Волков. Аллергические заболевания носа и околоносовых пазух. Ростов н/Д, ЗАО «Книга», 2001.352с.
4. А.Г.Волков, В.В. Киселев История Ростовской научной школы оториноларингологов.Ростов н/Д, ЗАО «Книга», 2004. 192с.
5. А.Г.Волков,С.Л.Трофименко. Клинические проявления иммунодефицита при заболеваниях ЛОР органов Ростов н/Д, НПП «Джангар», 2008,182с.
6. Оториноларингология: национальное руководство. А.Г.Волков Глава «Хронические синуситы», Н.В.Бойко Глава «Носовые кровотечения», .В.Бойко Глава «Методы остановки носового кровотечения». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008, 904с.
7. Ринология. Руководство для врачей. Н.В.Бойко Раздел «Носовые кровотечения». М.: Изд «Литтерра», 2010, 172с.
8. В.Т.Пальчун, .В.Бойко, А.Г.Волков Оториноларингология. Серия: Национальное руководство. Краткая версия. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 300с.
9. А.Г.Волков, С.Л.Трофименко Клинические проявления вторичного иммунодефицита при заболеваниях ЛОР органов. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & KG. 2012. 208c.
10.Т.В.Золотова Сенсоневральная тугоухость. Ростов н/Д, ЗАО «Книга», 2013, 544с.

Ежегодно на кафедре выпускаются несколько учебных пособий. В том числе с грифом УМО и методических рекомендаций для врачей и студентов. Сотрудники кафедры получили более 70 патентов РФ на изобретения и постоянно внедряют в клиническую практику результаты своих научных разработок.

Кафедра ведет воспитательную работу силами преподавателей для студентов пятых курсов лечебно-профилактического, педиатрического и санитарно-гигиенического факультетов. Воспитательная работа по кафедре планируется ежегодно и присутствует в виде самостоятельного раздела. Ежегодно на кафедре утверждаются кураторы групп, которые составляют планы воспитательной работы с группами и ведут «Журнал куратора студенческой группы» по утвержденной форме. Кафедра приняла активное участие в следующих общевузовских мероприятиях: Тожественный митинг, посвященный дню Победы, в праздничных вечерах, посвященных Новому году, дню защитника Отечества, дню 8 марта, в Педагогических чтениях, в благоустройстве университета, кафедры и прилегающих территорий. Ежегодно для студентов блоков организуются встречи с ветеранами войны и труда. Преподавателями кафедры ведется пропаганда здорового образа жизни среди студентов: в лекционном материале и на занятиях рассказывается о вреде курения и употребления алкоголя и связанных с этими привычками заболеваниями -раке гортани, заболеваниями внутреннего уха и.т.д. Все преподаватели кафедры активно участвуют во внеучебных формах воспитательной работы, которую проводят во время дежурств в общежитиях.

Система работы с отстающими студентами и поощрение отличников выглядит следующим образом. На каждом цикле обучения (после 5-6 занятия) сведения об отстающих подаются в деканат и анализируются на кафедральных конференциях. Ведется активная индивидуальная воспитательная работа при активном участии заместителей деканов факультетов по воспитательной работе. Поощрение отличников осуществляется следующим образом: студенты, выступающие на ежегодной апрельской конференции MHO, получают поло- жительные рекомендации на получение ординатуры по специальности «Оториноларингология». Высокая успеваемость в ходе занятий учитывается при приеме зачетов и экзаменов. В программах по дисциплине есть вопросы, связанные с историей кафедры, этическими вопросами по специальности, вопросами, связанными с воспитанием качеств гражданина, патриота и профессионала, влияющими на развитие личности человека и врача. Регулярно в процессе курации студентам поручается выполнение докладов УИРС по проблемам деонтологии, формированию нравственных качеств врача и патриота. Проводится ежедневная работа по формированию деонтологических качеств студентов в процессе общения с больными. Особо в рабочих программах выделены позиции, посвященные проблемами деонтологии и реализации национальных проектов в области здравоохранения.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

• Количество лекционных поточных аудиторий более чем на 50 человек -1 (площадь – 105 кв.м, , место нахождения – ГБ №1 им.Семашко Н.А.; может быть интерактивная доска)
• Количество учебных кабинетов – без оборудования, но может быть интерактивная доска-2:

1)Уч. комната для студентов — 28,9 кв.м , ЛОР каф. на базе ГБ №1 им. Семашко Н.А.;
2) Уч. комната для курсантов ФПК — 41,4 кв.м, ЛОР каф. на базе ГБ №1 им. Семашко Н.А)

• Объектов для проведения практических занятий – кабинетов, оснащенных оборудованием — нет
• Объектов для проведения практических занятий – кабинеты не оснащенные оборудованием (место нахождения- ЛОР каф. на базе ГБ №1 им. Семашко Н.А):

№ п/п Наименование помещения Площадь (кв.м)
1 Уч.комната №1 25,3
2 Уч.комната №2 25,1
3 Уч.комната №4 15
4 Уч.комната №5 23,5
5 Уч.комната №6 16,4
6 Уч.комната №7 17,2
7 Уч.комната №3 28,9
8 Уч.комната ФПК 41,4

• Средства обучения:
тестовый материал (1000)– издан в виде 2-х учебно- методических пособий,
ситуационные задачи по оториноларингологии — изданы в виде учебно- методического пособия,
средства наглядности – учебные таблицы, муляжи, рентгенограммы, аудиограммы,
ТСО — компьютер -1. Проектор – 1 (свой).
• Средства воспитания:
Научный студенческий кружок — ответственный преподаватель – к.м.н. асс. Давыдова А.П.- в 2014 г . 7 студентов;
Проведение бесед со студентами (круглые столы на уровне кафедры) по тематике: здоровый образ жизни, о вреде курения, историческое наследие кафедры и др.)

25.10.2016

Объявления для студентов



Переключить на высокую контрастность Переключить на оттенки серого Переключить на увеличенный шрифт
Настройки
для слабовидящих